Здоровьесберегающие технологии и среда в ДОУ

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» Януш Корчак

Из-за того, что ребёнок не может сам позаботиться о своём здоровье, эта задача ложится на взрослых — родителей и педагогов. Самое важное при этом использовать не тот подход, к которому мы, взрослые, привыкли — лечиться по факту возникновения проблем, а проводить профилактику. Именно поэтому речь пойдёт о здоровьесберегающих технологиях по ФГОС.

Обратимся к федеральному государственному стандарту дошкольного образования. Пункт 1.6. гласит, что одна из задач, которую стандарт должен решить — укрепление и охрана здоровья дошкольников, как психического, так и физического. Во ФГОС так же говорится о том, что необходимо оказывать психолого-педагогическую поддержку семье, повышать компетентность родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей, оказывая при этом практическую помощь.

Требования государства понятны, поэтому вернёмся непосредственно к здоровьесберегающим технологиям по ФГОС. Важно отметить, что по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не только отсутствие болезней и дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. Отсюда следует, что здоровьесберегающие технологии должны быть комплексом мер, которые учитывают все возможные факторы образовательной среды и направлены на сохранение здоровья ребёнка в полном смысле этого слова и на всех этапах обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС

Валеологическая культура — часть общечеловеческой культуры, которая предполагает понимание человеком своих физиологических, генетических и психологических возможностей, владение способами и средствами сохранения и контроля собственного здоровья, умение распространять эти знания на окружающих.

Целью здоровьесберегающих технологий является охрана и укрепление здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры и компетентности, что поможет ему придерживаться здорового образа жизни и самостоятельно решать многие задачи по оказанию простейшей психологической и медицинской помощи себе и окружающим.

Цель, применительно к родителям и воспитателям, — их валеологическое просвещение и становление культуры здоровья. Достичь этого педагогам можно с помощью всевозможных тренингов, семинаров, конференций, обсуждений на педсоветах и совещаниях. Просвещать родителей можно тоже различными способами, например, организацией мероприятий или через сайт детского сада.

Виды здоровьесберегающих технологий

  1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья включают в себя всевозможные гимнастические упражнения для пальцев, глаз, дыхания, динамические паузы, активные и спортивные игры, релаксация.
  2. Технологии, которые обучают ЗОЖ — гимнастика по утрам, занятия физкультурой, плавание, обучающие игры.
  3. Коррекционные — артикуляционная гимнастика и всевозможные терапии с использованием музыки, сказок, игр, творчества.

Примеры

Динамические паузы или физкультминутки являются одним из самых простых и популярных видов здоровьесберегающих технологий. По сути это перерывы на несколько минут во время занятий с целью сменить вид деятельности и снятия нервного, мышечного или мозгового напряжения.

Когда дети выполняют простые физические упражнения в течение нескольких минут, у них активизируется кровообращение, мышление, создаётся благоприятный эмоциональный фон и повышается интерес к основному виду деятельности. Для этого не требуется ни спортивная форма, ни инвентарь, а время выбирает сам педагог, в зависимости от того, как сильно утомились дети. Отличительная черта динамических пауз в том, что в них можно включать элементы других здоровьесберегающих технологий.

Еще один распространённый вид здоровьесберегающих технологий — дыхательная гимнастика. Это комплекс упражнений, целью которых является укрепление общего здоровья ребёнка. Она тренирует дыхательный аппарат, улучшает работу внутренних органов, насыщает организм кислородом и успокаивает.

Важные особенности такого вида гимнастики в том, что она должна быть регулярной, длиться от четырёх до шести минут в хорошо проветренном помещении, а одежда не должна мешать выполнять упражнения. Всё это проходит под контролем педагога, который следит за тем, чтобы упражнения выполнялись правильно.

ФГОС определяет игру как основной вид деятельности дошкольника. Это делает игротерапию обязательным видом здоровьесберегающих технологий в детском саду. Она включает в себя разнообразные игры, которые помогают детям стать увереннее в себе, избавиться от страхов, снять эмоциональное напряжение и проявить фантазию. Считается, что игротерапия помогает в борьбе с детскими неврозами.

Примеры инновационных технологий

Су-Джок терапия — самый популярный пример инновационной здоровьесберегающей технологии. Его автор — корейский профессор Пак Чже Ву, академик IAS (Berlin) и президент Корейского института Су-Джок. Особенность метода — использование специальных массажных мячиков и колечек в различных видах деятельности.

Основан метод на том, что на кистях и стопах человека находятся биоактивные точки, которые соответствуют каждому органу. Их стимуляция помогает избавиться от многих заболеваний и предотвратить их развитие. Эффективность Су-Джок терапии была доказана исследованиями. Она не только безопасна, но и проста в освоении, даже для ребёнка, а эффекта можно добиться за несколько минут. Инвентарь можно купить в аптеке и использовать его как дома, так и при занятиях с педагогом.

Очень популярна сегодня степ-аэробика. Это комплекс развивающих и танцевальных упражнений, которые выполняются с использованием специальных платформ — «степов». Обычно это циклические упражнения малой интенсивности, которые выполняются в течение длительного времени под музыку.

Оздоровительный эффект обусловлен высокой двигательной активностью, которая повышает содержание кислорода в крови и мышцах, улучшает настроение и снимает усталость, подготавливает к физическим нагрузкам. Особенность метода в том, что он укрепляет и развивает все функции организма, повышает работоспособность, вырабатывает гармоничные и красивые движения.

В дошкольном возрасте используется оздоровительная степ-аэробика, целью которой является профилактика и коррекция нарушений, укрепление организма ребёнка.

Существуют и нетрадиционные методы укрепления здоровья, например, стопотерапия, у которой существует несколько видов:

  • лечебная гимнастика стоп;
  • босохождение и упражнения на улице, желательно на природе;
  • самомассаж стоп;
  • ортопедическая обувь и стельки, супинаторы;
  • вибромассаж.

Главные особенности стопотерапии — простота и эффективность. Она помогает в профилактике и коррекции плоскостопия, укрепляет суставы и мышцы стопы. Основывается она на том же принципе, что и Су-Джок терапия и в ней так же используется специальный массажёр — так называемая «дорожка здоровья». Хождение по ней интересно для ребёнка и вызывает положительные эмоции, даёт прилив сил тонизирует организм.

Организация здоровьесберегающей среды

Для организации двигательной развивающей среды необходимы:

  1. Зал для физкультуры со спортивными снарядами.
  2. Спортивная площадка с беговой дорожкой, ямой с песком для прыжков и полосой препятствий, для проведения занятий на свежем воздухе.
  3. Спортивные уголки в группе с набором тренажёров, которые помогут снять напряжение во время умственных занятий.
  4. Подручные тренажёры небольшого размера, например, шарики Су-Джок.
  5. Уголки отдыха.
  6. Медкабинет с различным физиотерапевтическим оборудованием для профилактики простудных и инфекционных заболеваний.
  7. Кабинет психолога, где с детьми будут проходить занятия и тренинги.

Желательно, чтобы каждая группа имела свою тетрадь здоровья, куда будут заноситься результаты работы, а для каждого дошкольника была своя карта, в которой будут записаны его личные результаты.

Суть большей части технологий понятна из названия. Их общая цель — укрепление и сохранение здоровья детей, что всегда упрощает процесс обучения и воспитания, делает его эффективнее. Важно, чтобы участие в этом принимали не только педагоги и дети, но и их родители. Только так можно добиться максимального результата. Как наладить сотрудничество с ними, Вы сможете узнать на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития современного детского сада и школы в условиях постоянных изменений», которая состоится 20—23 ноября 2018 года.

Комментарии

  • Тамара Муратова

    Понравилась Су-Джок терапия, хотелось бы больше конкретики.
    Ответить

    Ближайшие мероприятия

    Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

    Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

    Образование

    Дата проведения: 30 октября - 1 ноября 2018 года

    Формат: Всероссийская практическая конференция

    Для руководителей и заместителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее
    Окно возможностей для руководителя

    Окно возможностей для руководителя

    Образование

    Дата проведения: 5 - 23 ноября 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях