Учебно-методическое обеспечение в СПО: анализ и формы организации работы

Как организовать учебно-методическую работу в колледже?

Учебно-методическое обеспечение представляет собой систему дидактических средств обучения по конкретным учебным дисциплинам и модулям, курсам, практике, которая создаётся для достижения требований ФГОС СПО и закона «Об образовании в РФ».

Традиционно учебно-методическая документация представлена следующими элементами:

  • примерная и рабочая программы профессионального модуля и учебной дисциплины;
  • календарно-тематический план;
  • учебные теоретические и практические материалы (учебники, учебные пособия);
  • методические рекомендации по обеспечению самостоятельной работы студентов;
  • методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине для студентов заочной формы обучения;
  • фонды оценочных средств и контрольные измерительные материалы ГИА (перечни вопросов, заданий, тестовый материал);
  • рекомендации по выполнению проекта, курсовой работы и ВКР.

Для подготовки этих документов необходимо изучить неимоверное количество нормативно-правовых актов, профессиональных стандартов, ФГОС и методических материалов. Подборку полезных ресурсов для учебно-методической работы в СПО вы найдёте здесь.

Какие задачи решает учебно-методическая работа?

Цель учебно-методической работы в образовательной организации заключается в развитии профессиональных компетенций педагогов и повышении качества образования. Отсюда вытекают задачи, на решение которых направлена методическая деятельность коллектива образовательного учреждения:

  • повышение качества содержания обучения;
  • улучшение методики преподавания и воспитания обучающихся.

Направления работы по решению этих задач определяются:

  • подготовленностью педагогических работников;
  • уровнем изученности современного передового опыта работы преподавателей;
  • уровнем подготовки выпускников;
  • уровнем аттестации преподавателей;
  • анализом методической работы.

Как проводить анализ учебно-методической работы?

Ежегодно образовательные организации анализируют результаты учебно-методической работы за прошедший учебный год. Это делается для того, чтобы подвести итоги, оценить степень эффективности проделанной работы, выявить недостатки, которые необходимо будет устранить в новом учебном году. Исходя из этого, определяются задачи и направления учебно-методической работы на будущий учебный год.

К примеру, если целью было повышение качества образования в ПОО путём улучшения педагогического мастерства работников образовательной организации, то значит, что велась работа по направлению развития методической работы по совершенствованию профессиональных навыков педагогов и решались следующие задачи:

  • организация и методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации и профессионально-личностного роста педагогов;
  • обобщение и распространение наиболее актуального и ценного педагогического опыта;
  • создание условий для формирования кадровых ресурсов и системы наставничества.

Необходимо указать через какие формы организации методической работы реализовывались задачи. Например, через систему методических мероприятий профессионального роста педагогов – открытые уроки, семинары, мастер-классы.

Далее подводятся итоги методической работы за прошлый учебный год, отвечая на вопросы, достигнута ли цель, какие недостатки и положительные моменты были выявлены. На основе сделанных выводов определяются задачи и приводятся рекомендации на следующий год.

Источниками анализа становятся планы учебно-методической работы за конкретный год, результаты работы методической службы по отдельным направлениям деятельности, данные диагностик и мониторингов в учебном заведении СПО.

Примерный план анализа учебно-методической работы в ПОО может выглядеть так:

  1. Выполнение целей и задач методической работы в 2017–2018 учебном году.
  2. Анализ методической работы по основным направлениям:
  • образовательная и консультационная деятельность (аттестация педагогических кадров, посещение семинаров, конференций и так далее);
  • организационно-методическая деятельность (результаты работы педагогического совета, методической службы, цикловых методических сессий и так далее).
  1. Выводы и рекомендации.
  2. Цели, задачи и направления работы на 2018–2019 учебный год.

В какой форме проходит учебно-методическая работа?

Различают две основных формы организации методической работы в образовательных учреждениях – коллективную и индивидуальную. Обе эти формы, имея свои значение и цели, дополняют друг друга.

Индивидуальная методическая работа направлена на самообразование и самосовершенствование, коллективная форма предполагает активное участие всего педагогического состава в учебно-методической работе учреждения, посещение методических сессий, внутренних и региональных мероприятий.

Подпись: Участники Всероссийской практической конференции «Перспективные направления развития профессионального образования: новые формы и содержание», проходившей 7-9 августа 2018 года, обсуждают составление ОПОП.

К коллективным формам организации методической деятельности относятся:

  • семинары, тренинги и конференции;
  • дискуссии (дебаты, «круглый стол», форум, симпозиум);
  • «деловые игры», ролевые игры;
  • выставки и отчёты по самообразованию: доклады, разработки уроков, изготовление дидактических и наглядных пособий;
  • педагогические чтения и конкурсы.

Рассмотрим некоторые формы более подробно.

Дискуссия

Цель дискуссии – вовлечь участников в активное обсуждение проблемы. Интересной представляется техника проблемного обсуждения «Аквариум». Этот вид дискуссии применяется при работе с материалом, содержащим противоречия, провоцирующим на конфликты.

Обсуждение в «аквариуме» выглядит так:

  1. Тема обсуждения известна заранее.
  2. Участники делятся на 2-3 группы и говорят о проблеме дискуссии в течение 15-20 минут.
  3. В каждой группе выбирают своего представителя, который и будет отстаивать позицию всей группы.
  4. Высказываться могут только представители групп, остальные участники молчат как рыбы, но могут передавать записки со своими соображениями.
  5. Представители групп могут взять перерыв для обсуждения с остальными её участниками.
  6. Дискуссия завершается принятием решения или по истечении отведённого времени.
  7. После окончания дискуссии представители групп проводят критический разбор хода обсуждения и вместе со всеми участниками приходят к общему решению.

Деловая игра

Деловые игры проводят для отработки конкретных профессиональных навыков и педагогических технологий. Необходимо выбрать ведущего, который будет руководить ходом игры, но не стоит чересчур детально разъяснять детали игры, она должна походить на реальные ситуации из жизни.

Деловые игры применяются для моделирования кейсов из профессиональной деятельности педагогов. При этом навыки могут отрабатываться как в условиях соперничества, так и взаимодействия.

Завершается игра анализом игровой ситуации: насколько она близка к реальности и значима для формирования педагогических навыков.

Мозговой штурм

Этот методический приём нацелен на развитие творческого подхода к решению вопросов педагогической теории и практики. Он подходит для обсуждения методики преподавания какой-либо темы и принятия решений по проблеме.

Мозговой штурм состоит из трёх этапов:

  1. Определение проблемы.
  2. Генерация идей.
  3. Отбор и оценка идей.

Руководитель обсуждения должен хорошо продумать формулировку проблемы, чтобы ответы были краткими и лаконичными. В процессе генерации идей запрещается их критика и оценка – этому отводится время после завершения мозгового штурма. Обычно мозговой штурм длится 15-30 минут.

Мозговой штурм обладает огромным творческим потенциалом, создаёт доверительную обстановку, тем самым приводит к высоким результатам.

Тренинг

Тренинг – это интерактивная форма обучения, направленная на развитие профессиональных и коммуникативных навыков. Тренинг может быть самостоятельной формой методической работы, а может использоваться как методический приём в ходе семинара или конференции.

Тренинг отличается от других форм обучения тем, что на нём применяется сразу несколько видов активности – игры, дискуссии, упражнения, а также тем, что на тренингах действует правило «здесь и сейчас». Все участники говорят только о том, что они думают и чувствуют прямо сейчас, исключаются фразы типа «Обычно я делаю вот так».

На тренинге вы получаете положительный заряд эмоций, стимул двигаться вперёд, а главное – направление, куда двигаться. Прочувствовать это на себе вы сможете на семинаре-тренинге «Система личностного и управленческого роста руководителя».

Методическая работа требует поддержки

Учебно-методическая работа – важный аспект профессионального роста педагога. Её целью считается развитие профессиональных знаний и умений преподавателя, формирование его креативных возможностей, заинтересованности в научной работе. Посредством методической работы проходит внедрение изменений, осваиваются инновации и прогрессивные педагогические технологии.

Грамотная организация учебно-методической работы не может проходить без оказания реальной поддержки преподавателям. Руководство ПОО должно помогать педагогам в организации индивидуальной и коллективной деятельности, посещении семинаров и конференций.

Осенью 2018 года «Академия профессионального развития» приглашает вас посетить Всероссийскую практическую конференцию «Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования», где вы в ходе интерактивных лекций, дискуссий и практикумов получите новые знания, разовьёте свои профессиональные навыки и обменяетесь опытом с коллегами из разных регионов страны.

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

    Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

    Образование

    Дата проведения: 30 октября - 1 ноября 2018 года

    Формат: Всероссийская практическая конференция

    Для руководителей и заместителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее
    Окно возможностей для руководителя

    Окно возможностей для руководителя

    Образование

    Дата проведения: 5 - 23 ноября 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях