Как изменится аттестация педагогических работников к концу 2018 года

Последние изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году можно назвать продолжением событий, которые начались ещё в 2013 году, когда была утверждена программа развития образования до 2020 года. Одной из двух целей, прописанных в документе, является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. С этого момента началась деятельность по развитию кадрового потенциала, как важного фактора, влияющего на качество всей образовательной системы, а аттестация используется для того, чтобы оценить состояние кадрового состава.

Положение дел сегодня

В 2018 году эксперты РАНХиГС провели социологическое исследование «Мониторинг эффективности школы». Для этого они использовали данные Росстата, Минобрнауки РФ и собственные исследования. В результате они выяснили следующее:

  • 42,4 % считают, что результаты аттестации «абсолютно объективны»;
  • 49,4 % считают их «скорее объективными»;
  • 6 % выбрали вариант «скорее необъективными»;
  • 2,2 % посчитали их «совершенно необъективными»;
  • 61,3 % участников исследования считают, что итоги аттестации в первую очередь влияют на повышения размера стимулирующей надбавки;
  • 43,9 % связывают их с шансами сохранить рабочее место;
  • 70,3 % считают аттестацию важным мероприятием для повышения качества профессиональной деятельности педагогов;
  • 9,4 % высказали своё мнение о том, что аттестация — не более чем формальная процедура, которая ни на что не влияет.

Руководитель исследования Татьяна Клячко сказала, что такой результат связан, скорее всего, с тем, что педагоги привыкли к процедуре, они знают, когда им её проходить, чтобы повысить свою квалификацию и знают, чего при этом ожидать. Небольшой процент недовольных же можно объяснить «персональными ситуациями», например, если у учителя есть конфликт с администрацией, которая, по его мнению, не даёт ему расти по карьерной лестнице.

Татьяна Клячко и сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считают, что предстоящие изменения приведут к увеличению нагрузки на учителей, и общая их реакция будет негативной.

Чего ожидать от новой системы аттестации?

Президент России в майском указе года заявил о необходимости того, чтобы наша страна вошла в первую десятку по качеству общего образования. Он потребовал создать систему учительского роста, в которой были бы уровни владения профессиональными компетенциями, а результаты аттестации подтверждали бы их. Основная цель изменений — дать возможность каждому педагогу развиваться в своей профессии и предоставить ему удобную систему карьерного роста.

Для решения этой задачи была разработана «дорожная карта», в рамках которой реализуется проект «Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования».

Сегодня аттестация в разных регионах может проходить по-разному, что мешает единому пониманию образцов лучшей профессиональной практики педагогов. Поэтому эксперты взяли за основу профстандарт педагога и ФГОС общего образования и решили, что для аттестации должны использоваться единые федеральные оценочные материалы(ЕФОМ).

ЕФОМ — это разнообразные инструменты оценки трудовых действий педагога в рамках выполнения профессиональных задач. Они отличаются для каждого уровня квалификации педагога и позволяют оценить уровень профессиональных компетенций учителя: методических, предметных, коммуникативных и психолого-педагогических.

С 21 мая по 22 июня 2018 года прошло тестирование новой модели с добровольным и конфиденциальным участием педагогов со всей России.

Эта модель аттестации включает в себя следующее:

  • независимая оценка учителя с использованием ЕФОМ по четырём компетенциям;
  • анализ контекстуализированных условий и результатов профессиональной деятельности.

Так же для прохождения ЕФОМ необходимо предоставить дополнительные материалы:

  1. Конспект урока в произвольной форме.
  2. Видеоурок и указание его фрагментов, которые демонстрируют проверяемые компетенции.
  3. Собственная оценка своей профессиональной деятельности.
  4. Пример проверенной работы учащегося.

Кроме этого участники должны были решить задания, касающиеся психолого-педагогических и коммуникационных компетенций. И в качестве «бонуса» в новой модели будут необходимы информация об условиях работы учителя, анализ результатов профессиональной деятельности, предоставленные работодателем, и отзывы выпускников педагога, которые закончили школу не менее четырёх лет назад.

Результаты «тест-драйва» и отзывы участников будут изучены Апробационной экспертной аттестационной комиссией, которая была создана специально для этого. В неё вошли победители и призёры конкурса «Учитель года», представители Общероссийского профсоюза образования и других педагогических ассоциаций. Общественно-профессиональное обсуждение результатов запланировано на сентябрь текущего года, а итоги должны быть подведены на всероссийской конференции в ноябре.

Мнения педагогов

Газета «Аргументы и Факты» в 2018 году поинтересовалась мнением московских работников сферы образования о последних изменениях в аттестации педагогических работников. Почти все они недовольны предстоящими нововведениями. Председатель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы Екатерина Морозова считает, что ничего нового в проекте нет. Единственное, по мнению педагога, что похоже на новизну — это видеоурок, да и то, сделать постановочный урок и записать его на видео может каждый. В чём тогда его смысл?

Председатель Ассоциации учителей начальных классов Елена Волкова считает, что новизна всё-таки есть. Речь идёт о предоставление информации о работодателе и отзывах выпускников. Только вот в первом случае, по её мнению, всё выглядит как игра в бумаги, а второе – слишком фантастично, чтобы быть применимым на практике.

Председатель Независимой ассоциации словесников Роман Дощинский считает, что идея создания вектора учительского роста хороша, но сделать это стоило без усложнения и так нелёгкого труда учителя. Больше всего он беспокоится по поводу того, кто будет обрабатывать всю информацию об аттестуемом и как избежать человеческого фактора в этом вопросе.

Ольга Житкова из Молдовы, председатель Ассоциации учителей информатики и ИКТ, согласна с экспертами, которые настороженно относятся к нововведениям. Она считает, что работы у учителя и так много, чтобы ещё и об аттестации постоянно думать, а лучше всего оценивать педагога по результатам его воспитанников.

—Уверен, нельзя тратить время самого учителя на его аттестацию, — поддержал коллег руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина.

Негативное отношение к нововведениям в столице не в последнюю очередь обусловлено тем, что сейчас у ни действует собственная модель аттестации на первую и высшую категории. Её отличительная черта в том, что она основана только на реальных результатах работы педагога с детьми и не отвлекает от работы. Не нужны никакие бюрократические отчёты, и участие в заседании аттестационной комиссии необязательно. Все данные для аттестации берутся из ресурсов Московской электронной школы (в том числе электронного журнала), причём учитываются не просто результаты, а их динамика. Более того, все эти данные всегда доступны как членам аттестационной комиссии и руководству школы, так и самому учителю.

Исаак Калина считает, что новая модель аттестации может подойти выпускникам педагогических вузов, но никак не педагогам. Более того, она противоречит позиции Ольги Васильевой об уважительном отношении к учителю, которую она многократно обозначала.

Заключение

Самое главное для педагогического сообщества сегодня — основательно изучить последние изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году, повлиять на то, как аттестация будет проходить в будущем, совместно с экспертами прийти в итоге к такой модели, которая бы устраивала всех — и Министерство Просвещения, и экспертов, и проверяющих, и педагогов.

Больше о государственной политике в сфере общего образования и перспективах его развития Вы сможете узнать на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития современного детского сада и школы в условиях постоянных изменений», которая состоится 20—23 ноября 2018 года.

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

    Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

    Образование

    Дата проведения: 30 октября - 1 ноября 2018 года

    Формат: Всероссийская практическая конференция

    Для руководителей и заместителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее
    Окно возможностей для руководителя

    Окно возможностей для руководителя

    Образование

    Дата проведения: 5 - 23 ноября 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях