Демонстрационный экзамен – новый формат подведения итогов обучения

Как проводить итоговую аттестацию?

Работодатели часто относятся с недоверием к документам, которые студенты приносят по завершению программы среднего профессионального или высшего образования. Чаще всего дипломные работы носят реферативный характер и не позволяют оценить профессиональные компетенции.

– Если медицинская сестра напишет хорошую проектную работу или напишет хорошее исследование по какому-нибудь вопросу, связанному с историей медицины, то, конечно, это может охарактеризовать её как эрудированного специалиста, но вряд ли покажет, что она способна грамотно и точно выполнять медицинские манипуляции, – считает заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификации ФГАУ ФИРО Алла Факторович.

Алла Аркадьевна Факторович провела вебинар «Демонстрационный экзамен на ВКР», на котором рассказала о путях совершенствования инструментов оценки качества и освоения программ СПО.

В стандартах нового поколения пытались разделить процедуры оценки знаний и умений студентов и оценки профессиональных компетенций. 2017 год дал развитие двум инструментам решения этой проблемы: конкурсному движению WorldSkills Russia и независимой оценке квалификации. В этом году около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по модели WSR, и с 1 января вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». 

Обе процедуры претендуют на объективность, независимость и достоверность оценивания результативности выпускников и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills

Эта форма экзамена предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.

Принципы:

  • трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;
  • независимость экзамена от способа подготовки соискателя;
  • индивидуальный подход.

Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании:

  • квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;
  • промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;
  • практическая работа как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.

Именно поэтому в практиках и моделях WorldSkills ищут инструменты, которые помогут усовершенствовать создание программ СПО и оценивание результатов освоения этих программ.

Во ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 нет привязки к конкретной форме демонстрационного экзамена, но идея закрепления модели WSR активно продвигается и лоббируется.

Государственная итоговая аттестация в такой форме приобрела независимый характер, но апробация демонстрационного экзамена по модели WorldSkills выявила организационные проблемы.

Комментарий эксперта:

Для проведения демонстрационного экзамена по модели WorldSkills требуются специализированные площадки, оснащённые современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills. И это, естественно, создаёт определённые сложности для образовательных организаций, потому что на своей базе большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми тратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.

Для проведения экзамена по модели WorldSkills требуются исключительно те контрольно-измерительные материалы, которые применяются в конкурсном движении WorldSkills. И хотя речь шла о том, что эти материалы должны быть адаптированы для проведения государственной итоговой аттестации, в ходе апробации многие задания точь-в-точь воспроизводили конкурсную документацию WorldSkills и не подвергались какой-либо адаптации или приведению в соответствие с требованиями программ среднего профессионального образования. Из-за чего возникали несовпадения в том, к чему студентов готовили и в том, по каким материалам их подготовленность проверялась.

Кроме того, нужно отметить, что не по всем программам среднего профессионального образования существуют конкурсные задания движения WorldSkills. По ряду профессий и специальностей эти оценочные задания должны были специально разрабатываться для проведения демонстрационного экзамена. А поскольку нет единой методики разработки этих оценочных заданий, естественно, образовательные организации сталкивались с определёнными проблемами.

Те, для профессий и специальностей которых можно было использовать уже готовые оценочные материалы, по крайне мере, в этой части были защищены. Те, кто реализует программы, не сопоставимые с компетенцией WorldSkills, были вынуждены, не имея однозначной методики, самостоятельно разрабатывать оценочные средства, что, естественно, очень сложно и интеллектуально затратно.

Риски ГИА по модели WorldSkills:

  • Стирание различий между ГИА по специальностям СПО и профессиям СПО.
  • Отсутствие единой методики разработки оценочных материалов.
  • Нарушение принципа независимости процедуры оценки квалификации (эксперты — экзаменаторы — представители системы СПО).
  • Несовпадение компетенций WorldSkills с номенклатурой квалификаций, признаваемых российским рынком труда.
  • Финансовые и материально-технические трудности организации и проведения демонстрационного экзамена.

Предложения по оптимизации процедуры демонстрационного экзамена

Сейчас обсуждаются варианты проведения итоговой аттестации: организация демонстрационного экзамена исключительно или частично по модели WorldSkills. Кроме этих вариантов в России развивается другая процедура – независимая оценка квалификации.

Независимая оценка квалификации

За организацию и качество процедуры отвечают советы по профессиональным квалификациям, которые устанавливают требования к квалификациям, утверждают оценочные средства и гарантируют их качество. Также эти советы наделяют полномочиями центры оценки квалификации.

Демонстрационный экзамен по модели НОК

Есть разные варианты проведения итоговой аттестации по модели НОК:

  • точное следование процедуре;
  • использование инструментов НОК;
  • разработка оценочных средств по примеру НОК.

И демонстрационный экзамен по модели WorldSkills, и независимая оценка квалификации соответствуют тем ожиданиям, которые сегодня возлагаются на итоговую аттестацию СПО, но тем не менее отличаются друг от друга.

Когда компетенции WorldSkills полностью совпадают с квалификациями, которые понятны российскому рынку труда и соответствуют профессиональным стандартам, независимая оценка квалификации и демонстрационный экзамен WorldSkills становятся идентичными процедурами – учреждение СПО выбирает любую из них.

Но если паспорт компетенций WorldSkills не совпадает с понятными для российского рынка труда квалификациями, результаты демонстрационного экзамена по модели WorldSkills учитываются работодателями только частично – выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.

Проведение ГИА в форме демонстрационного экзамена закрепляется во ФГОС по ТОП-50 и предположительно будет зафиксировано в порядке проведения итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен может проходить по методике WorldSkills или по модели независимой оценки квалификации. С другой стороны, в ряде стандартов проведение демонстрационного экзамена не зафиксировано. По таким стандартам пока остаётся традиционная практика: итоговая аттестация по образовательной программе в реализовавшей её образовательной организации.

Алла Факторович считает, что жёсткого следования движению WorldSkills не будет, потому что наша система СПО не готова, с точки зрения ресурсов, к использованию исключительно модели WorldSkills. Даже если демонстрационный экзамен становится реальным фактом, его форма будет адаптирована для применения в системе СПО.

Комментарии

  • Наталья

    Спасибо, статья полезна сравнением и обобщением материала в доступной форме
    Ответить
    • Ирина

      Спасибо, за возможность ознакомиться с вашей статьей, очень вовремя и очень полезно.
      Ответить

      Ближайшие мероприятия

      Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

      Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

      Образование

      Дата проведения: 30 октября - 1 ноября 2018 года

      Формат: Всероссийская практическая конференция

      Для руководителей и заместителей профессиональных образовательных организаций

      Подробнее
      Окно возможностей для руководителя

      Окно возможностей для руководителя

      Образование

      Дата проведения: 5 - 23 ноября 2018 года

      Формат: онлайн-марафон

      Для руководителей организаций всех форм собственности

      Подробнее

      Все мероприятия

      Отзывы участников

      " frameborder="0" allowfullscreen>

      Все отзывы

      Мы в социальных сетях