Государственно-частное партнёрство – инструмент развития инфраструктуры СПО

Чем ГЧП отличается от социального партнёрства?

В современном профессиональном образовании существует проблема количественной и качественной диспропорции подготовки специалистов для нужд экономики. Возможные решения этой проблемы были рассмотрены 29 августа на вебинаре «Перспективы развития государственно-частного партнёрства в профессиональной образовательной организации».

Онлайн-мероприятие провёл Айрат Илдарович Сатдыков – заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», участник рабочей группы ФИРО по разработке профессиональных стандартов.

В своём выступлении Сатдыков рассказал, как европейские страны решают проблему нехватки квалифицированных кадров для нужд экономики и как решалась эта проблема в эпоху СССР.

Сатдыков считает, что опыт СССР «можно назвать успешным для тех условий, когда он был», то есть в условиях командной экономики. В советском опыте были интересные моменты, но «эти моменты интересны, как археологические раскопки».

– Германия, Финляндия, скандинавские страны решают проблему путём внедрения дуальной модели образования, когда обучение происходит в основном на предприятии, и часть обучения – в колледже, рассказал эксперт.

Айрат Сатдыков объяснил, почему такой вариант решения проблемы работает в европейских странах: в этих странах сильный рынок труда, сильное объединение работодателей, которое не допустит возникновения «проблемы безбилетника». Для этого в странах Европы действуют система коллективных договоров и система промышленных палат, которые могут вынести санкции предприятию, переманившему работника, в обучение которого вкладывало деньги другая компания.

Другими вариантами решения проблемы диспропорции кадров и нужд экономики становятся социальное и государственно-частное партнёрство.

Что такое социальное партнёрство?

В 2011-2014 годах Айрат Сатдыков и сотрудники ФИРО провели исследование о применении инструментов социального партнёрства в российских колледжах, техникумах и училищах.

Опрос выявил основные формы взаимодействия организаций СПО с предприятиями:

  • практика студентов у работодателей;
  • трудоустройство студентов работодателем;
  • совместная разработка образовательных программ;
  • стажировка преподавателей на предприятиях;
  • совместное проведение олимпиад, конкурсов и других мероприятий;
  • привлечение представителей бизнеса к преподаванию;
  • повышение квалификации представителей бизнеса в колледже;
  • материальная помощь и передача имущества.

Результаты исследования говорят о том, что интенсивность взаимодействия не достаточна для выпуска квалифицированных специалистов. К примеру, в большинстве случаев размер материальной помощи не превышает 100 тысяч рублей.

Что такое государственно-частное партнёрство?

– Государственно-частное партнёрство – это, прежде всего, отношения по поводу имущества и инвестиций, – пояснил Сатдыков.

Цель ГЧП – это привлечение в экономику частных инвестиций в те сферы, которые исторически считаются государственными, для обеспечения доступности товаров, услуг и повышения их качества.

Основное отличие ГЧП от социального партнёрства заключается в том, что при ГЧП заключается конкретный договор, в котором обязательно указывается предмет соглашения.

Предмет договора содержит в себе две составляющие:

  1. Создание объекта: строительство с нуля или реконструкция объекта.
  2. Дальнейшее использование объекта: техническое обслуживание или эксплуатация.

Техническое обслуживание предполагает мероприятия, направленные на поддержание объекта в пригодном для эксплуатации состоянии, а эксплуатация – использование объекта частным партнёром для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, например, реализация образовательных программ.

Соглашение о ГЧП заключается между публичным и частным партнёрами при возможном участии финансирующего лица.

Частный партнёр – российское юридическое лицо, публичным партнёром может быть государство, регион или муниципальное образование. Финансирующим лицом имеет право выступать юридическое лицо, которое предоставляет заёмные средства частному партнёру.

Кто не может быть участником соглашения о ГЧП?

Что указывается в соглашении о ГЧП?

Закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ устанавливает обязательные элементы соглашения о ГЧП:

  • создание объекта соглашения частным партнёром;
  • полное или частичное финансирование создания объекта частным партнёром;
  • эксплуатация и (или) техническое обслуживание объекта частным партнёром.

– Вот эти все пункты: обязательные, о чём я сказал ранее, и дополнительные – из них, как из конструктора «Лего», можно сконструировать соглашение для каждого конкретного случая, – поясняет Айрат Сатдыков.

Как ГЧП может применяться в СПО?

Сатдыков считает, что ГЧП«это инструмент развития образовательной инфраструктуры». Эксперт представил участникам вебинара авторскую модель, которую он разработал специально для сферы СПО.

– Она нетривиальная такая модель, рассказал эксперт, – но может быть вполне себе реализована при условии, что у нас частным партнёром будет либо крупное предприятие, либо отраслевое объединение, либо, возможно, торгово-промышленная палата, что менее вероятно в силу того, что у нас связь предприятий довольно слаба в вопросе принятия совместных решений.

Айрат Сатдыков считает ГЧП перспективной формой взаимодействия с предприятиями, так как частные инвестиции в образовательную организацию позволят руководству колледжа сосредоточиться на повышении качества образовательных услуг.

О последних новостях сферы СПО, вы сможете узнать на Всероссийской практической конференции «Перспективные направления развития профессионального образования: новые формы и содержание».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ

    Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ

    Образование

    Дата проведения: 21 - 24 августа 2018 года

    Формат: Всероссийская научно-практическая конференция

    Для руководителей дошкольных образовательных учреждений

    Подробнее
    Оценка качества образования в СПО: ВСОКО и НОК

    Оценка качества образования в СПО: ВСОКО и НОК

    Образование

    Дата проведения: 28 - 29 августа 2018 года

    Формат: цикл вебинаров

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях