Грамотное руководство клиникой – прибыльное ЛПУ

Интерактивный симпозиум – это 5 дней, около 180 участников, 7 спикеров федерального и международного масштаба. Этот формат проведения мероприятия – новый для нашей компании. Мероприятие транслировалось в режиме реального времени.

Решать сложные управленческие задачи главврачей научили эксперты

Лекционный блок

Фарит Накипович Кадыров 

Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Фарит Накипович Кадыров не нуждается в представлении среди медработников. Его имя широко известно в медицинских кругах. Он один из лучших в стране лекторов по вопросам экономики, автор многих публикаций.

Именно он открывал симпозиум с лекцией о платных услугах. Эксперт дал практические советы главврачам, рассказал, –  в каких случаях лечение может быть платным; как объяснить пациенту, почему тот должен отдать деньги за процедуру; может ли предоставляться экстренная помощь за деньги.

Как рассказал Фарит Накипович, сейчас ситуация изменилась. Появился ряд законодательных актов, которые определяют порядок оказания медпомощи за деньги.

– Не должно быть препятствий для получения гражданами платных медуслуг, – рассказал эксперт. – Если медорганизация объявила, что будет оказывать платные услуги, она должна оказывать платные услуги всем гражданам, без принципа фейс-контроля и так далее. Мы должны понять, в каких случаях услуга должна предоставляться бесплатно, а в каких случаях – за деньги.

Услуга оказывается бесплатно:

  • если лицо пришло на лечение по ОМС;
  • если у пациента нет желания получить её платно.

– Мы должны искать не перечень услуг, а ситуации, когда услуга оказывается платно, – считает Кадыров. – К примеру, мы оказываем медпомощь для взрослых бесплатно, но добавляем дополнительные услуги, которые можем оказывать платно. К примеру, мы принимаем на работу врача-аллерголога. В диагностическом центре, который находится в том же городе, услуга аллерголога оказывается бесплатно, то есть, есть альтернатива, поэтому вы имеете право сделать её платной. Не существует никаких льгот по предоставлению платных медицинских услуг ни для ветеранов, ни для других льготников. Никто не может нас с вами заставить дать скидку по платным услугам.

Эксперт привёл интересное сравнение.

– При оказании платных услуг мы должны руководствоваться и нормами законодательства, ограничивающими в этих правах. Например, мы, как граждане России, имеем право размахивать руками, нет ограничивающих документов, но если мы будем размахивать руками в толпе, мы будем бить людей, это уже запрещено, так и с медпомощью.

Тема оказалась настолько актуальной, что эксперта долго не хотели отпускать, задавали ему множество вопросов, подходили с личными консультациями.

Ольга Эпштейн 

Самую необычную лекцию на мероприятии представила гостья из Израиля – специалист по вопросам медицинского администрирования и организации медицинского обслуживания, куратор MedAid CIS по организационной и логистической работе со странами СНГ и Балтии в службе врача-координатора госпиталя Ассута, переводчик медицинской литературы, куратор социальных проектов в НКО Ольга Эпштейн. Она рассказала об организации медпомощи в одной из самых развитых в этой сфере стран.

– Почему у нас не собирают деньги на больных детей? – задала вопрос Ольга Эпштейн. – Я думаю, потому что у нас здравоохранение платное. В Израиле действует закон о здравоохранении. По нему всем жителям Израиля предоставляются равные права, но платные. С самого рождения гражданин обязан пополнять одну из больничных касс до последнего дня жизни. Выплаты дифференцированы, по мере взросления суммы возрастают. Даже если ты до 80-ти лет не болел никогда, ты будешь платить больничной кассе.

Базовую корзину здоровья составляют:

  • все виды стационарного и амбулаторного лечения;
  • обследования;
  • физиотерапия;
  • препараты по льготным ценам;
  • восстановительное лечение и реабилитация;
  • акушерство и гинекология.

В Израиле нет очереди в регистратуру.

– Больничная касса имеет отделения по всей стране, поэтому пациент может обратиться к врачу в любую клинику, – рассказывает эксперт. – Даже если пациент сдал кровь на юге, то на севере на следующий день можно будет узнать результаты через интернет. Почерк у врачей и в России, и в Израиле – омерзительный, но сейчас они печатают на компьютере. Можно зайти в больничную кассу через приложение на смартфоне или позвонить по телефону. На сайте или в приложении пациент может найти не только результаты анализов, там высвечиваются диаграммы анализов за прошлые годы и рекомендации врача.

Врачом в этой стране стать очень тяжело. Престиж профессии – на высшем уровне.

– Врач в Израиле – это круче, чем высшая политическая лига, – поделилась с участниками Эпштейн. – Политика могут не избрать, а классный специалист-медик – Бог для своих пациентов. Врач в Израиле зарабатывает больше, чем премьер-министр. Поступить на медицинский факультет – очень дорого, к тому же нужно отвечать определённым критериям. К примеру, получить 110 баллов из 100 возможных, то есть сдать экзамены по обязательным предметам и ещё по дополнительным.

Ирина Юрьевна Гриценко

С законодательными аспектами оказания медпомощи главврачей познакомила адвокат, специалист в области медицинского права и урегулирования споров по качеству оказания медицинских услуг Ирина Юрьевна Гриценко.

Эксперт рассказала, как не допустить дефектов оказания медицинской помощи, как с точки зрения права регулируется оказание платных услуг, на практических примерах показала, как обычно заканчиваются дела по тем или иным вопросам.

– Я бы хотела, чтобы все вопросы решались на досудебном этапе, – пояснила эксперт. – К сожалению, не всегда так получается.

Часто бывает, что пациент хочет сменить врача, а иногда и врач желает отказаться от пациента, и не только врач, а целая клиника. В законодательстве прописано, что каждому пациенту положен лечащий врач, которого выбирает клиника. Медработник может отказаться лечить конкретного человека, в этом случае ему должны предоставить другого врача.

– На практике всё не так легко, как написано в законе, – рассказала эксперт. – К примеру, ко мне обратился коллектив бюджетного учреждения. У них появилась новая пациентка – бывшая сотрудница. Когда она работала в клинике, медучреждение за год пережило 12 проверок. Как только у неё возникали вопросы по доплатам, она шла и жаловалась. Чтобы её уволить, в клинике сократили целое подразделение. На следующий день она подала заявление, что хочет прикрепиться к ЛПУ. Коллектив был против, поэтому возможной пациентке писали отказы, ссылаясь на большую нагрузку терапевтов. Женщина пошла в суд, суд выиграла. Клиника подала апелляцию, снова выиграла бывшая сотрудница. Сейчас она является пациенткой ЛПУ. Бывшая сотрудница приходит на приём и сразу же включает видеокамеру. Нам с руководством клиники пришлось разработать несколько внутренних положений, чтобы защититься. Мы разработали акты, по которым пациент обязан снимать только себя, а остальных людей – исключительно с их согласия. Закон защищает пациента, но недостаточно защищает врача.

Практические занятия

Ирина Ефимовна Рыбальченко 

На симпозиуме прошла серия практикумов и тренингов, которую открыла начальник ЧУЗ «Медико-санитарная часть» ООО «Газпром добыча Астрахань», член Экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике в здравоохранении, доктор экономических наук, профессор Ирина Ефимовна Рыбальченко.

Она представила участникам методику «Управленческий блиц-криг», с помощью которой можно управлять медорганизацией, решая неразрешимые проблемы. Эксперт рассказала, что в течение нескольких лет использует именно эту технологию в клинике, которой руководит. Это позволило вывести медучреждение на новый уровень.

Этой методикой пользуются в Совете Федерации для решения проблем. Для тренировки участника симпозиума провели блиц-криг на тему «Повышение устойчивости ЛПУ». Вернувшись домой, главные врачи смогут использовать предложенную методику в работе с коллегами.

Медработники разделились на группы и в ходе мозгового штурма предложили идеи, которые, по их мнению, повысят устойчивость ЛПУ. Суть методики раскрывать не станем, скажем лишь о том, что с её помощью можно найти несколько решений одной проблемы.

– Представьте, что вам завязали глаза и первый раз подвели к слону, а вы его никогда не видели, привела сравнение эксперт. – Вас подвели к хвосту и говорят: «Что такое слон?» Вы отвечаете: «Слон – это что-то гибкое, длинное». А вашего коллегу подвели к туловищу, он говорит: «Слон - это что большое, шершавое». Каждый видит проблему по-разному.

Александр Алексеевич Мешалкин и Инна Владимировна Гогунская

Два дня подряд тренинги по командообразованию и эффективному руководству проводили международный бизнес-тренер, эксперт Совета Европы, ООН и ОБСЕ в обучающих и консалтинговых проектах, тренер Академии Лидерства Совета Европы, эксперт в области социального инжиниринга Александр Алексеевич Мешалкин и международный бизнес-тренер, эксперт в области лайф-коучинга и построения эффективных бизнес-коммуникаций, автор проекта «Executive MBA» для топ-менеджмента клиник, аптечных сетей и фармкомпаний Инна Владимировна Гогунская.

Позитивные эксперты сразу обозначили, что одна из целей тренингов – получить удовольствие.

Они рассказали о типах организаций,

типах работников

и типах руководителей.

Эксперты предложили главврачам выполнить несколько упражнений в рабочих тетрадях, чтобы проанализировать себя и свой коллектив. Оказалось, что в большинстве случаев схема управления клиникой – смешанная. Что не очень хорошо с точки зрения управления ЛПУ.

– Каждый руководитель заинтересован обеспечить максимум безопасности для себя в организации, – считает Александр Мешалкин. – Руководитель настраивает организацию «под себя». Задача руководителя – обеспечивать устойчивость с одной стороны и развитие – с другой.

Эксперты рассказали о том, как сохранить баланс в организации и найти подход к разным типам людей. Чтобы проиллюстрировать насколько все разные, участникам показали юмористический ролик, в котором встретились люди с разными фобиями: кто-то боится извинений, кто-то неловких пауз, кто-то слова «Ааа!».

– Видео показало, насколько люди чувствительны к незначительным сигналам, – прокомментировала Инна Гогунская. – То, что для нас с вами кажется нормальным, для других может быть невыносимо. Мы, как руководители, должны минимизировать логические реакции других людей.

Весёлым завершением тренинга стал показ фото известных людей и героев, которые чем-либо руководили. Участники определяли типы их руководства.

Константин Михайлович Кальдин 

Завершил программу лекционно-практических занятий профессиональный консультант по управлению лечебными учреждениями с 2000 года, разработчик эффективных бизнес-решений, основатель консалтинговой компании ООО «Кальдин Консалтинг» Константин Михайлович Кальдин. Он выступил с уникальным авторским семинаром «12 мифов медицинского маркетинга».

В течение дня эксперт развенчал мифы, которые собирал больше десяти лет, а также дал советы по организации маркетинга. По мнению Кальдина, главная причина неуспеха маркетологов в ЛПУ заключается в том, что они приходят в медицину из других сфер и не учитывают специфику маркетинга в медицинской сфере.

Далеко не всегда маркетинговые акции клиник бывают эффективными.

– Я столкнулся в Новосибирске с лечебным учреждением, которым управляет медицинский маркетолог, – рассказал эксперт. – Она говорит, что у неё всё хорошо, что врачи загружены на 50 %, но когда мы посчитали всю мощность, то оказалась, что она свободна на 90 %. Клиника продавала услуги через интернет.

Эксперт считает, что интернет-маркетинг – неэффективен.

– Интернет дорожает и ест нашу прибыль, – говорит Кальдин. – Я знаю, по крайней мере, четыре лечебных учреждения, руководители которых разбираются в нюансах интернет-маркетинга. Итог – эти лечебные учреждения не могут загрузиться более чем на 50 %.

Константин Кальдин предложил методы «партизанского» маркетинга, которые можно применять в клинике, на примере конкретного ЛПУ.

– Открылась гинекологическая клиника, которая специализируется на родах. Они провели интересную акцию. Девушкам этого города, которые приходили в аптеку и покупали тест на беременность, говорили, что есть более точный способ определения беременности – УЗИ, и давали купон на бесплатную процедуру. В результате в клинику приходили пациентки, каждая из которых непосредственно относилась к целевой аудитории ЛПУ.

До встречи в Калининграде!

Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Системный подход к управлению медицинской организацией

    Системный подход к управлению медицинской организацией

    Здравоохранение

    Дата проведения: 19 - 22 марта 2019 года

    Формат: Международная научно-практическая конференция

    Для руководителей медицинских организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях