Как отразить индивидуальный проект в учебном плане в СПО?

Индивидуальный проект по общеобразовательным дисциплинам в СПО

В августе 2018 года мы провели Всероссийскую практическую конференцию «Перспективные направления развития профессионального образования: новые формы и содержание», в ходе которой участники из разных регионов страны обсудили интересующие их проблемы и задачи СПО. Одной из таких проблем стал вопрос, как отразить в учебном плане индивидуальный проект в общеобразовательном цикле ОПОП.

Согласно статье 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (далее – закон N 273-ФЗ), получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования происходит одновременно с получением среднего общего образования. Исходя из этого, образовательная программа СПО разрабатывается на основе ФГОС СОО и ФГОС СПО.

Получается, что студенты колледжей и техникумов выполняют индивидуальный проект в форме учебного исследования или проекта в соответствии с пунктом 11 ФГОС СОО. Пункт 18.3.1 стандарта предусматривает возможность выполнения обучающимся одного или нескольких проектов, что влияет на форму отражения индивидуального проекта в учебном плане, о чём будет сказано ниже.

В пункте 11 указывается, что индивидуальный проект выполняется «по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)». Упоминание социальной и исследовательской деятельности позволяет относить индивидуальный проект как к урочной, так и к внеурочной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:

Эксперт в области образовательного права Елена Васильевна Зачёсова:

– На практике ни общеобразовательные, ни профессиональные организации не пользуются возможностью вынести индивидуальный проект во внеурочную деятельность, придерживаясь образца, заданного примерной ООП, в примерном учебном плане которой индивидуальный проект введён отдельной строкой и предусматривает 70 часов учебного времени за 2 года обучения (разработана федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, утверждена протоколом от 28 июня 2016 года № 2/16-з). Эта модель не может быть рекомендована для ПОО, реализующих ОПОП с получением СОО в рамках общеобразовательного цикла, в связи с острым дефицитом времени (1404 часа на изучение в ППССЗ и 2052 часа на изучение в ППКРС явно меньше количества учебных занятий, установленного в ФГОС СОО – не менее 2170 часов и не более 2590 часов за 2 года на одного обучающегося), усугубленным введением в число обязательных предметов астрономии, что сегодня делает невозможным прямое использование ранее изданных рекомендаций по реализации общеобразовательного компонента ОПОП, например, авторства ФИРО.

Образовательная организация вправе разработать собственный порядок выполнения индивидуального проекта и вывести его за пределы строго учебного времени как внеурочную деятельность при освоении рабочих программ курсов (предполагается работа с педагогом) или как самостоятельную работу студента.

Форма отражения индивидуального проекта в учебном плане СПО

Наиболее распространённая форма учебных планов основана на макете из письма Минобрнауки РФ N 12-696 (разъяснения и макет вы можете скачать на сайте ФИРО). Макет учебного плана представляет собой построчные наименования учебных дисциплин/модулей, а по столбцам распределяется учебная нагрузка по формам работы.

Фрагмент макета учебного плана ОПОП СПО

В такой форме учебного плана можно ввести отдельную строку/строки или отразить индивидуальный проект в столбце курсовых работы и проектов для СПО.

Запись ИП в виде строки в общеобразовательном цикле

Запись ИП в столбце курсовых работ (проектов)

В первом случае удобно отразить индивидуальный проект, выполняемый в рамках как одного, так и нескольких учебных предметов. Второй вариант удобнее использовать, если ИП выполняется в рамках одного учебного предмета, – отмечает Елена Васильевна.

Индивидуальный проект в ЛНА образовательной организации

Чаще всего локально-нормативный акт, регламентирующий индивидуальный проект, представляет собой Положение (например, «Об индивидуальном проекте обучающихся») и описывает цели проекта, требования к содержанию, оформлению и представлению, порядок подготовки и защиты, критерии оценивания. Но редко когда в ЛНА содержится порядок отражения индивидуального проекта в учебном плане и учёта нагрузки педагога.

Елена Зачёсова приводит цитаты из реальных ЛНА профессиональных образовательных организаций, которые можно использовать как основу при составлении нормативных актов ваших организаций.

«1.8. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение освоения среднего общего образования в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».

(Стерлитамакский политехнический колледж, Республика Башкортостан)

«1.9. Отметка за выполнение индивидуального проекта выставляется в раздел “Курсовые проекты”».

(Октябрьский коммунально-строительный колледж, Республика Башкортостан)

«2.3 Возможно привлечение сотрудников иных организаций или иных образовательных учреждений, в том числе учреждений высшего образования, в качестве консультантов индивидуальных проектов обучающихся».

(Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса)

«5.1 Индивидуальный проект выполняется студентами колледжа самостоятельно под руководством преподавателя в рамках:

5.1.1 рабочей программы дополнительной учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Индивидуальный проект»;

5.1.2 рабочих программ профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла в пределах объёма часов, установленных на самостоятельную внеаудиторную работу студентов».

(Ростовский-на-Дону автодорожный колледж)

«11.2. Лучшие проекты, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах и лабораториях колледжа.

11.3. Изделия и продукты творческой деятельности по решению колледжа могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки – продажи и т.п.»

(Гуманитарный колледж РГГУ, Москва)

Как эксперт я бы рекомендовала включить нормы, регулирующие работу над индивидуальным проектом, как составную часть в иные документы ПОО, например, отдельной главой в ЛНА об курсовом проектировании, либо в ЛНА о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, - предлагает Елена Васильевна. - При разработке любого ЛНА следует предусмотреть процедуры проверки и приведения в соответствие при необходимости иных ЛНА, регулирующих деятельность педагогов и студентов при реализации ОПОП, в том числе о документальном оформлении образовательных программ и результатов их освоения.

Таким образом, есть два варианта отражения индивидуального проекта в учебном плане – вывести его отдельной строкой или добавить в столбец курсовых работ (проектов) для СПО. Причём студент может выполнять один индивидуальный проект или несколько, под руководством педагога или самостоятельно, как часть урочной или внеурочной деятельности. Всё это лучше закрепить в отдельном локально-нормативном акте, в том числе и порядок отражения индивидуального проекта в учебном плане.

Как привести работу в вашем учреждении СПО в соответствие с современными требованиями, вы узнаете на Международной конференции «Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Как управлять хаосом?

    Как управлять хаосом?

    Образование

    Дата проведения: 11 февраля - 1 марта 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей учреждений всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях