Восемь советов по организации инклюзивной образовательной среды в колледже

Вы знаете, что мы с вами везунчики? Мы живём не в древней Спарте и не в средневековой Европе. Мы живём в мире, где люди независимо от пола, цвета кожи, психических и физических особенностей могут идти за мечтой. Нам страшно повезло, что мы живём в такое время.

Поэтому сегодня актуальна концепция инклюзивного образования, которая предполагает принятие индивидуальности каждого учащегося. По данным Минпросвещения России, в 2018 году в колледжах учатся 23,6 тысяч студентов с ОВЗ, а в 2015 году – училось около 14,8 тысяч, в техникумы в этом году поступило 7,8 тысяч человек, что на 800 человек больше, чем в 2017 году. Об этом рассказала директор департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения РФ Инна Черноскутова, сообщает ТАСС.

Студентов с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях становится больше, и руководители должны быть к этому готовы. Без готовности и заинтересованности руководителя ПОО проблематично создать инклюзивную образовательную среду. А это не только лифты и пандусы.

Что же такое инклюзивная образовательная среда?

Образовательная среда – это психолого-педагогическое пространство, представляющее собой систему условий, направленных на формирование и развитие личности учащегося.

Инклюзия предполагает создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ:

  • специальные образовательные программы и методы обучения;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактический материал;
  • специальные техсредства коллективного или индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента, помощника;
  • проведение групповых и индивидуальных занятий;
  • беспрепятственный доступ в здание образовательной организации.

Специальные условия в образовательной организации создаются с учётом особенностей студентов с ОВЗ. С особенностями разных категорий обучающихся с ОВЗ вы можете ознакомиться, прочитав статью «Организация инклюзивного профессионального образования в колледжах».

Как организовать инклюзивную образовательную среду в СПО?

Совет № 1. Поручите организацию инклюзивного образования в колледже отдельной группе

Такая рекомендация содержится в письме Минобрнауки N 06-281 от 18 марта 2014 года. Создание отдельного структурного подразделения поможет эффективно делегировать задачи и упростит управление персоналом. Как говорится, разделяй и властвуй.

Целью такого подразделения – создание специальных условий для получения профессионального образования студентами с ОВЗ.

В задачи такого структурного подразделения входит:

  • профориентационная работа с учениками школ и абитуриентами;
  • сопровождение обучающихся с ОВЗ и их социокультурная адаптация;
  • развитие и обслуживание информационно-технологической базы инклюзивного обучения;
  • реализация программ дистанционного обучения;
  • содействие трудоустройству выпускников с ОВЗ;
  • развитие безбарьерной среды.

Если создать такое подразделение невозможно, то его функции перераспределяются между существующим структурными подразделениями образовательной организации.

Совет № 2. Поддержите студентов с ОВЗ

Система психолого-медико-педагогических условий поможет студентам с ОВЗ успешно адаптироваться в образовательном учреждении. Психолого-медико-педагогическую поддержку оказывают психологи, педагоги и медработники учреждения по пяти направлениям:

  • социально-правовое;
  • психологическое;
  • образовательное;
  • медицинское;
  • профессиональное.

Конкретные задачи по каждому направлению вы можете видеть на схеме, которую нам предоставила Елена Николаевна Михайлова, эксперт в области организации инклюзивного образования.

Совет № 3. Пригласите в штат специалистов для работы со студентами с ОВЗ

Для успешной работы со студентами с особами образовательными потребностями вам потребуются особые специалисты:

  • тьютор;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог (соцработник);
  • другие необходимые специалисты.

Тьютор работает со студентами с ОВЗ в индивидуальной форме – проводит дополнительные консультации и занятия, помогает в освоении учебного материала и выработке навыков к обучению.

Задача педагога-психолога (психолога, специального психолога) – поддерживать благоприятный психологический климат, создавать условия для личностного и профессионального роста, поддерживать и укреплять психическое здоровье студентов.

Социальный педагог или соцработник оказывает соцподдержку студентам с ОВЗ и их семьям, помогает в процессе адаптации и социализации, защищает права подростков.

При возможности стоит пригласить в образовательное учреждение сурдопедагога, сурдопереводчика, тифлопедагога, логопеда и дефектолога.

Совет № 4. Подготовьте педагогов

Педагоги должны быть готовы как с профессиональной, так и с эмоциональной точки зрения. Профессионализм и гибкость педагогов – основное условие для реализации инклюзивной практики. Педагогический коллектив инклюзивного колледжа или техникума должны учитывать психолого-физиологические особенности студентов с ОВЗ при организации образовательного процесса, а значит, понимать, как с ними работать.

Для этого в программы повышения квалификации и программы профпереподготовки педагогов включаются модули по осуществлению инклюзивного образования.

Совет № 5. Избавьтесь от барьеров!

Безбарьерная среда – важная часть организации инклюзивной образовательной среды в колледже, ведь образование должно быть доступным. Важно обеспечить беспрепятственное, безопасное и удобное передвижение студентов с ОВЗ по коридорам, лестницам и помещениям образовательной организации.

Для этого нужны информационные таблички и мнемосхемы (тактильное табло), контрастная маркировка, тактильная плитка, кнопка вызова помощника, пандусы и лифты, лестницы и пандусы должны быть обязательно оборудованы поручнями. Для навигации студентов с ОВЗ используются звуковые оповещения, визуальные и тактильные обозначения.

Вход в Краснокамский политехнический техникум в Перми: пандус, контрастная разметка, тактильная плитка и кнопка вызова помощника.

Хотя бы один вход в здание должен быть доступен для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. И помещения, где будут обучаться студенты в креслах-колясках, лучше всего разместить поблизости от этого входа.

В аудиториях, мастерских и других помещениях для студентов с ОВЗ должны быть оборудованы удобные учебные места. Для этого увеличивают зону на одно место с учётом подъезда и разворота кресла-коляски, расширяют проход между рядами столов, первые столы первого и среднего рядов от окна отводятся для студентов с нарушениями зрения и слуха, первый стол третьего ряда – для студентов, передвигающихся в кресле-коляске.

Также следует оборудовать хотя бы один туалет для инвалидов, в стандартные кабины установить откидные опорные поручни, поворотные или откидные сидения.

Совет № 6. Соберите необходимое оборудование

Для слабослышащих необходимы сурдотехнические средства и видеоматериалы. Аудитории, где обучаются подростки с нарушениями слуха, оборудуются компьютерной техникой, аудиоколонками, видеотехникой и электронной доской.

Обучающиеся с нарушениями зрения также нуждаются в спецсредствах – для усиления остаточного зрения или преобразования с помощью компьютерных программ информации в аудио- и тактильные сигналы. Для слабовидящих студентов в аудиториях предусматриваются возможность просмотра текста на доске или слайда на экране при помощи видеоувеличивателей для удалённого просмотра.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата зачастую необходимо использование альтернативных устройств ввода информации, как, например, программы проекта LINKa, созданные школьником с ДЦП Иваном Бакаидовым. Эти бесплатные программы могут использовать люди с ДЦП, РАС и нарушениями речи после инсульта. О юном программисте и других достигших успеха людях с ОВЗ вы можете прочитать в статье «Инклюзивное образование – шаг к толерантному обществу».

Совет № 7. Создайте научно-образовательный кластер

Понимаем, что создание безбарьерной среды, покупка нового оборудования и приглашение дополнительных специалистов требует дополнительных средств. Вы можете присмотреться к ГЧП, привлечь благотворительные средства, но, на наш взгляд, самым удобным и эффективным будет организация сетевого взаимодействия.

Мы предлагаем вам рассмотреть вертикальную инклюзивную модель: школа – колледж – вуз, а можно пойти дальше и включить в кластер детсады. Плюсы этой модели также отметила Людмила Осьмук, директор Института социальных технологий и реабилитации при НГТУ в рамках IV Национального чемпионата «Абилимпикса». Она заметила, что те, кто прошёл уже эту систему, мотивируют тех, кто только в начале пути:

Выпускники мотивируют ребят поступать в университеты и колледжи. Особенно глухие, они, как отдельное сообщество, все между собой общаются.

При такой непрерывной образовательной вертикали педагоги могут подойти к проблеме инклюзии системно. Педагоги, тьюторы, учащиеся с ОВЗ и их родители – все они субъекты инклюзивной вертикали. Их партнёрами могут быть общественные организации, государство и работодатели.

Совет № 8. Помогайте выпускникам с ОВЗ трудоустроиться

Одна из основных проблем – это трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ. Работодатели по-прежнему опасаются принимать их на работу. От этого страдает мотивация и желание учиться у студентов с ОВЗ.

Елена Михайлова предлагает следующее:

  • приглашение работодателей в жюри профессиональных конкурсов;
  • участие студентов с ОВЗ в чемпионате «Абилимпикс»;
  • совместные выпускные экзамены;
  • производственные практики.

Участница IV Национального чемпионата «Абилимпикс».

Не забывайте, что с ростом технологий открываются новые возможности для людей с ОВЗ. Они могут учиться и работать, путешествовать и наслаждаться жизнью так же, как все.

Необязательно следовать всем советам сразу из этой статьи, чтобы создать инклюзивную образовательную среду в вашем колледже. Главное, чтобы вы и ваши сотрудники научились не судить по обложке, видеть за диагнозом личность, и научили этому других.

Что нужно сделать, чтобы ваш колледж отвечал запросам современности, вы узнаете на Международной конференции «Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Как управлять хаосом?

    Как управлять хаосом?

    Образование

    Дата проведения: 11 февраля - 1 марта 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей учреждений всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях