Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС: в чем польза?

Девочка играет в конструктор

Актуальность инклюзивного образования в ДОУ 

Дети с инвалидностью — физической или ментальной — традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью общества.

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.

Озвучиваются разные подходы понимания инклюзивности, при этом исследователи темы разделяют основной посыл: детям с физическими и психическими особенностями важно контактировать с другими детьми. Такое общение полезно для всех: исследования показывают, что уровень эмпатии у детей в смешанных инклюзивных группах выше.

 Организация инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

Традиционно выделяется 7 принципов работы:

  1. Обеспечить индивидуальность подхода;
  2. Поддерживать самостоятельную активность ребёнка;
  3. Включать в процесс всех участников;
  4. Использовать междисциплинарность в образовании;
  5. Варьировать методы в ходе обучения и воспитания;
  6. Взаимодействовать с семьёй;
  7. Развивать образовательную модель детского сада.

неваляшка

Изначально принцип инклюзивности использовался в порядке эксперимента в некоторых школах России. Результаты внедрения говорят об успешности практики. Дошкольное инклюзивное образование готовит к школе и расширяет возможности детей с инвалидностью, ранее имевших доступ только к специальным учреждениям.

Однако такое обучение — серьёзный вызов. Организация инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС — процесс, требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в головах у людей. 

Проблемы инклюзивного образования в ДОУ

В России, в отличие от других европейских стран, в частности, Англии, идея инклюзивного образования вышла на передний план не так давно. Сложностей, с которыми сталкиваются учреждения в процессе перехода на такую модель пока много и важно учиться с ними работать:

  1. Нет единой системы действий — всероссийской программы, которая бы позволила чётко и последовательно реализовать план по социальной интеграции;
  2. Недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда их нехватка и низкий уровень подготовленности;
  3. Разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с особенностями, а потому наладить образовательный процесс сложно;
  4. Нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях
  5. Законодательство слабо применимо;
  6. Отсутствуют специальные методики;

Модель инклюзивного образования в ДОУ: нынешнее положение дел

мальчик кормит девочку

Инклюзивное образование в ДОУ, презентация которого уже состоялась в большей части развитых стран, — единственный путь существования гуманитарного общества. Такой подход гарантирует право каждого ребёнка на образование. Гарантом выступает как Конституция РФ, так и закон “Об образовании в РФ”, вышедший 29 декабря 2012 года. Правительство подчёркивает, что инклюзивность стоит вводить постепенно, и планирует в течение пяти лет с момента введения закона, оборудовать учреждения. 

Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ 

Просто взять и разместить ребёнка с особенностями среди других детей — не метод. Важным условием нормального функционирования инклюзивного подхода является в частности план сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ. Нормы и правила поведения специалистов должны уточняться и регламентироваться. Только в таком случае они окажутся полезными.

Индивидуальное сопровождение ребёнка с ОВЗ в ДОУ — это контроль и обеспечение полной комфортной интеграции ребёнка в группе. Отдельный тьютор помогает решать ребёнку проблемы, при необходимости успокаивает, поддерживает.

Сопровождение ребёнка — это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психологическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ребёнком, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. И, что важно, не забывать контролировать результаты работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий.

О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ».

Комментарии

  • AladoBoodice

    Pression arterielle est comment dur votre sang pousse contre les parois de vos arteres lorsque votre coeur essence pompe le sang. Arteres sont les tubes qui transportent prendre offre sang loin de votre coeur. Chaque set votre manque de sensibilite bat, il pompe le sang a tous egards vos arteres a la reste de votre corps. https://www.cialispascherfr24.com/guide-pour-acheter-du-cialis/
    Ответить
    • Росликова Ольга Викторовна

      Очень нужная тема в настоящее время, о которой надо не только говорить,но и принимать конструктивные решения. В группе у меня 2 инвалида, один из которых с тьютером находится, так как передвигается на костылях. Детей в группе 23. Работать тяжело и индивидуальный подход обеспечить оооочень сложно.
      Ответить

      Ближайшие мероприятия

      Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

      Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

      Образование

      Дата проведения: 30 октября - 1 ноября 2018 года

      Формат: Всероссийская практическая конференция

      Для руководителей и заместителей профессиональных образовательных организаций

      Подробнее
      Перспективы развития современного детского сада и школы в условиях постоянных изменений

      Перспективы развития современного детского сада и школы в условиях постоянных изменений

      Образование

      Дата проведения: 20 - 23 ноября 2018 года

      Формат: Международная научно-практическая конференция

      Для руководителей дошкольных образовательных организаций и школ

      Подробнее

      Все мероприятия

      Отзывы участников

      Все отзывы

      Мы в социальных сетях