Как оценивается качество профессионального образования?

Новые инструменты оценки качества СПО: демонстрационный экзамен и независимая оценка квалификации 

За последний год произошли серьёзные изменения в профессиональном образовании. Изменения обусловлены пониманием того, что социально-экономическая модернизация страны невозможна без качественной подготовки кадров.

Согласно закону «Об образовании» качество образования – характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, которая выражает степень соответствия ФГОС и степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

До последнего времени в России приоритет отдавался оценке государственных надзорных органов, поэтому такие инструменты как демонстрационный экзамен, независимая оценка качества, общественная и профессионально-общественная аккредитация воспринимаются образовательными организациями как нечто чужеродное. 

Чтобы разобраться, как нововведения в СПО повлияют на оценку качества профобразования, «Академия профессионального развития» организовала в ноябре вебинар «Новые инструменты оценки качества реализации профессиональных образовательных программ».

Вебинар провела Алла Аркадьевна Факторович заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики МПГУ.

Как формируется представление о качестве образования?

На представление о качестве профессионального образования влияют мировые стандарты, развитие экономики и социальная миссия.

Комментарий эксперта

  1. Мировые стандарты.

Чтобы сохранять конкурентоспособность в открытом мире, мы должны сопоставлять результаты собственной системы профессионального образования с теми ориентирами и эталонами, которые принимаются на международном уровне.

  1. Развитие экономики.

Уникальность профессионального российского образования, особенно СПО, состоит в том, что помимо своей основной функции, связанно с кадровым воспроизводством, с подготовкой кадров для современной экономики и социальной сферы.

  1. Социальная миссия.

Наше профессиональное образование всегда выполняло и продолжает выполнять социальную миссию, связанную с поддержкой тех абитуриентов, которые оказались в непростой жизненной ситуации, которым нужно быстрее выйти на рынок труда и стать самостоятельными в силу определённых семейных или социальных обстоятельств.

В 2013 году появился новый внешний эталон, который устанавливает требования к профессиональным образовательным программам, связанные с профессиональными компетенциями и с квалификацией выпускников – профессиональный стандарт.

Под влиянием профессионального стандарта изменился ФГОС – появились образовательные стандарты по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям. Самой большой группой востребованных профессий остаются рабочие специальности сферы промышленного производства в самых разных отраслях. Почти половина специальностей, указанных в ТОП-50, обеспечивает рабочими кадрами высокотехнологичные отрасли промышленности.

ФГОС СПО по ТОП-50 основаны на компетентностном подходе и имеют ряд особенностей:

  • виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учётом требований международных и профессиональных стандартов;
  • изменён перечень общих компетенций;
  • расширены возможности образовательных организаций в отношении формирования структуры и содержания образовательных программ;
  • введён новый вид проведения государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен.

Демонстрационный экзамен по модели WorldSkills

Эта форма экзамена стала активно продвигаться благодаря освоению международного опыта и ориентации на мировые стандарты, а также благодаря включенности РФ в конкурсное движение Worldskills.

Итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена гарантирует независимую оценку качества профессионального образования. Тем не менее апробация демонстрационного экзамена выявила риски проведения итоговой аттестации по модели WorldSkills:

  • стирание границ между ГИП по специальностям и по профессиям СПО;
  • отсутствие методики разработки оценочных материалов для проведения стандартизированной оценки качества подготовки выпускников;
  • нарушение принципа независимости (часто экзаменаторы – представители системы СПО);
  • несовпадение компетенций WorldSkills с квалификациями, признаваемыми российским рынком труда;
  • финансовые и материально-технические трудности организации и проведения демонстрационного экзамена.

Независимая оценка квалификации

Независимость предполагает вовлечение работодателя и проведение оценочных мероприятий на площадках отдельных от площадки образовательной организации. Эта процедура стала возможной за счёт введения профессиональных стандартов, которые выражают ожидания отрасли.

Цели и задачи независимой оценки:

  • повышение профессиональной мобильности работников;
  • оценка качества профессионального образования и обучения;
  • создание условий для участия работников в непрерывном образовании;
  • усиление роли профессиональных сообществ в развитии профессиональных квалификаций;
  • установление и подтверждение соответствия квалификации соискателя положениям профстандарта;
  • повышение конкурентоспособности на рынке труда лиц, прошедших оценку квалификации.

Оценочные средства в системе НОК не носят конкурсный характер и ориентируются на проверку ключевых трудовых функций и действий, критически важных для выполнения той или иной деятельности. Задача этой процедуры — ответить на вопрос, готов ли соискатель выполнять конкретные трудовые функции или не готов, соответствует ли он требованиям профессионального стандарта или нет.

Особенности независимой оценки квалификации:

  • неконкурсный характер процедуры;
  • критериально-ориентированное оценивание (соответствие положениям профстандарта);
  • дихотомическая шкала оценки (готов или не готов);
  • оптимально достаточное содержание оценки (необязательно 100 % отражение всех положений ПС в предметах оценки для профессионального экзамена).

На следующий год готовится эксперимент, по применению независимой оценки квалификации как государственной итоговой аттестации.

Чем процедуры отличаются друг от друга?

Как в целом можно представить сосуществование двух систем?

Комментарий эксперта

Возможны несколько сценариев. Во-первых, эти системы могут сосуществовать параллельно – частичное или мягкое влияние, когда образовательные организации используют, адаптируя или не адаптируя, ту базу оценочных средств, которой пользуется система НОК.

Но с другой стороны, наверное, оптимальным было бы решение, при котором эти процедуры были бы гармонизированы, и каждая бы процедура решала свои задачи. ГИА подтверждала бы уровень образования, а НОК подтверждала бы квалификацию выпускника. Но для того, чтобы эта идеальная модель возникла нужны очень серьёзные изменения на мировоззренческом и законодательном уровнях.

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования

    Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования

    Образование

    Дата проведения: 28 июня 2018 года

    Формат: вебинар

    Для руководителей и заместителей руководителей учреждений всех уровней образования

    Подробнее
    Технологии межфункционального взаимодействия в работе руководителя

    Технологии межфункционального взаимодействия в работе руководителя

    Образование

    Дата проведения: 18 - 20 июля 2018 года

    Формат: Тренинг для руководителей 18-20 июля 2018 года

    Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей отделов и подразделений организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях