Елена Кутепова рассказала об инклюзии в российском образовании

— Елена Николаевна, скажите, пожалуйста, почему вопрос внедрения инклюзивного образования в образовательных учреждениях сейчас так важен?

— Потому что законодательная база Российской Федерации говорит о том, что родитель и только родитель имеет право привести ребёнка в любую образовательную организацию, соответственно родителю иногда удобно, чтобы ребёнок учился в школе, которую видно из его собственного окна. Количество детей с ОВЗ увеличивается в обычных школах и детских садах, отсюда возникает эта потребность.

— Как руководителям избежать ошибок при организации этого процесса?

— Их нельзя избежать при организации процесса, потому что на любом пути обязательно есть ошибки. Но руководители должны понимать, что право ребёнка и родителя на получение образования в этих условиях гарантировано государством. Необходимо реализовывать те условия, которые рекомендованы законодательством, даже если не готов руководитель, даже если не готовы педагоги. А если педагоги не готовы, то нужно организовывать повышение квалификации, благо, что сейчас есть огромные возможности для этого. Заинтересованность руководителя является основополагающим фактором для обучения ребёнка с ОВЗ. Без такой заинтересованности будет много проблем, недовольства родителей, которые выльются в жалобы и проверки.

— Насколько эффективна информация, полученная на конференциях и семинарах для применения на практике? Достаточно ли нескольких дней, чтобы освоить вопросы, касающиеся инклюзии?

— Информация, которая даётся на конференции, достаточна, потому что это основа, это задел. Главное, чтобы руководители поняли, что этим нужно заниматься и как. В России это актуально потому, что мы пришли к инклюзивному образованию, но никто нам не сказал, как его реализовывать. Формат общения с коллегами помогает сориентироваться – куда дальше идти, кого спрашивать, кого не спрашивать, где найти, что посмотреть.

— Насколько увеличится количество учреждений, в которых будет внедрена инклюзия, через пять-десять лет?

—Дело в том, что «внедряется» — это то, что сейчас происходит. А через десять лет, когда вырастет поколение детей, которое жило рядом с детьми с ОВЗ, уже не придётся внедрять. Сейчас в Италии и Америке слова «инклюзия» уже нет, у них все учатся вместе, всё изменилось.

— Что делать если, если ребёнок не осваивает образовательную программу, но справки психолого-медико-педагогической комиссии об этом нет?

— Если мы видим, что ребёнок не осваивает программу, но родители не обратились к ПМПК —это очень серьёзное испытание для всех педагогов. Мы обязаны обучать его как обычного нормативного ребёнка и оценивать его достижения с точки зрения того стандарта, на котором он обучается.

Мы с вами работаем под жёстким требованием федерального законодательства, в частности закона «Об образовании». Основное требование, которое стоит и довлеет над нами в настоящий момент, — это уровневая система образования, которая очень важна для школьного начального, основного и общего образования. Цикл должен быть завершён. Уровень должен быть завершён.

Ребёнок обязан, как бы грустно это ни звучало, освоить уровень образования. И мы обязаны поставить оценки за это его освоение. Прошли те моменты, дни и века, когда мы прекрасно «справлялись» с нашими детьми с нарушениями развития, доводя их спокойно до девятого класса, ставили им «тройки», и они шли в большую жизнь. Ситуация, когда ребёнок получает «двойку» на ОГЭ, — это ситуация недостаточной работы администрации образовательной организации. «Двойка» — это показатель того, что те «тройки» и «четвёрки», которые у него были — «липовые». В этой ситуации ожидайте проверку деятельности организации.

Если ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, что признано ПМПК, — это одна история. Совсем другая история, когда вы говорите, что он у нас задержкой, но справки нет, а в голове одна мысль – лишь бы он закончил школу. Так больше не будет. Каждый уровень образования должен быть оценён в ситуации обучения ребёнка, пока он не признан официально ребёнком с ОВЗ. Когда ребёнок приносит заключение ПМПК, он получает некоторые преференции, и школа получает некоторые преференции, потому что идёт адаптация материала, возможно, заниженная, то есть по нижнему уровню оценивания знаний и достижений этого ребёнка. В конце концов, у нас существует даже на уровне ОГЭ отдельные КИМы, которые разработаны для детей с глухотой, для детей с нарушениями зрения, для детей с задержкой психического развития и других.

— Обязана ли школа продлять срок обучения ребёнка, если есть соответствующее заключение ПМПК?

— Даже если к вам в школу приходит ребёнок с заключением ПМПК на продление начального обучения с четырёх лет до пяти, есть ситуации, когда можно этого не делать. Во-первых, можно договориться с родителями заранее, и зафиксировать этот разговор в договоре об образовании. Во-вторых, если сам родитель настаивает на четырёхлетнем обучении, в этом случае нужна фиксация к выписке заседания ППК. Такое бывает, когда, например, слабовидящий школьник фактически способен освоить за четыре года стандарт начального образования, и пролонгация бессмысленна.

Об организации инклюзивного образования в школе и детском саду Елена Николаевна расскажет на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития современного детского сада и школы в условиях постоянных изменений», которая состоится 20—23 ноября 2018 года. На мероприятии Вы сможете задать ей интересующие Вас вопросы и обсудить полученную информацию с коллегами.

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Образование

    Дата проведения: 3 - 13 декабря 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях