Галина Сартан: как понять, что нужны изменения

В организации всегда наступает момент, когда необходимы изменения. Задача руководителя — понять, что этот момент наступил, провести аудит и начать действовать, предпринимать решения кадровые и организационные. О том, как понять, что изменения нужны и какие первые шаги предпринять, рассказала Галина Сартан, тренер международной квалификации, в интервью, которое она дала во время семинара-тренинга «Технологии межфункционального взаимодействия в работе руководителя».

Скажите, пожалуйста, как руководителю понять, что учреждению нужны изменения, и эти изменения ему нужно начать с себя?

—Руководителю нужно понять это по собственным ощущениям. Это может быть ощущение того, что сотрудники стали неактивными, что он перерабатывает, что он может на любой вопрос найти лучший ответ самостоятельно, во время совещания в основном говорит он, а также если что-то недоделано, то он сидит вечерами и ночами и доделывает, а сотрудники уходят вовремя — это значит, что не всё в порядке. Или ему приходится на совещании решать какую-то проблему или вопрос, а после совещания каждый участник бежит к нему в кабинет выяснять, что же на самом деле ему нужно делать.

Такое состояние дел — перефункционирование, переработка руководителя, когда уже его работа становится не в радость, и, когда он начинает понимать, что делает не свою функцию, а действия за сотрудников. Зачем тогда они нужны?

Я работала с одним интересным руководителем алкогольной кампании, который действовал так — он вызвал своего начальника склада и спросил, чем он только что занимался. На что тот ответил, что счётом боя бутылок. А на вопрос руководителя, почему этим занимается не складской персонал, тот ответил, что ему всё равно придётся перепроверять. После этого руководитель сказал, что выплатит ему в этом месяце зарплату складского сотрудника, потому что он выполнял функции, которые не соответствуют должности заведующего складом. И это очень отрезвляет.

Какие первые шаги нужно предпринять руководителю, если он понимает, что изменения нужны и нужны прямо сейчас?

—Провести некоторый аудит. Лучше всего внешний, когда приходят консультанты и смотрят, что происходит, как бы со стороны. В аудите не надо проводить тесты, опросники, это всё лишнее. Нужно, чтобы пришли опытные консультанты, посидели на совещаниях, поговорили с руководителем и сотрудниками, лично пообщались со всеми, иногда можно даже пригласить специалиста в какой-то области и проверить, насколько профессионально выполняется та или иная функция, может, зря руководитель перерабатывает за какого-то сотрудника, и пора его просто менять.

Если такой возможности нет, то нужно «чуть-чуть отойти в сторону», взять паузу в своей организации и один-два дня посвятить наблюдению. Начать спрашивать сотрудников, что думают, что надо сделать, как к этому относятся. Нужно попытаться понять, как до самых рядовых работников доходят цели и задачи кампании сверху. После этого появляется уже совсем другое видение организации, понимание того, как проводить совещания, ставить задачи.

А если сотрудники понимают, что в организации ситуация не очень хорошая, если им работать некомфортно, они замечают всяческие негативные групповые эффекты, а их руководитель этого не видит, как ему на это намекнуть?

—Сотрудник может дать только обратную связь, но не стараться что-то изменить на своём уровне, потому что это может восприниматься как выполнение не своих функциональных обязанностей, сопротивление. После этого нужно ответить себе на вопрос, насколько её приняли, насколько ему комфортно здесь и сейчас и не пора ли что-то менять в своей жизни.

Посмотреть это и другие интервью с экспертами мероприятий и отзывы участников Вы можете на youtube-канале Академии профессионального развития.

Чтобы изменения в организации прошли быстро, согласовано и скоординировано, необходимо объединить руководителей в команды, которые в свою очередь сделают это вместе со своими подчинёнными. Подробно об этом Галина Николаевна написала в статье «Эффект от командообразования в период изменений».

Чтобы это сделать, для начала нужно ответить на три вопроса.

  1. Какой цели служит формирование команды? Цель должна быть чётко озвучена, прописана и иметь ресурсный прогноз достижения.
  2. Под кого делается команда? Обязательно должен быть руководитель, который перейдёт на командный стиль управления.
  3. Каковы критические точки внимания, которые покажут изменения при создании команды? Это — критерии, которых не должно быть много.

После этого идёт процесс создания команды, при этом можно обратиться за помощью к опытным консультантам, а можно действовать самостоятельно. Во втором случае помогут следующие три приёма.

  1. Переход на командное взаимодействие должен происходить одновременно на информационном и коммуникативном уровне. Это значит, что при принятии и обсуждении стратегии развития важно учитывать личностные особенности членов команды, а также их взаимоотношения.
  2. Изменения должны быть постепенными, нельзя торопиться и в построении команды, ваши сотрудники привыкли к определённым традициям общения и решения проблем, поэтому переход к новой форме взаимодействия и работы должен быть плавным, но планомерным.
  3. Руководителю важно начать работу над собой, изменит привычное поведение, перейти на новый стиль управления. Если для этого Вам нужны актуальные знания об управленческих методиках и современные техники работы с коллективом — такие знания Вы можете получить на онлайн-марафоне «Окно возможностей для руководителя 2.0», который пройдёт 3—13 декабря 2018 года.

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Как управлять хаосом?

    Как управлять хаосом?

    Образование

    Дата проведения: 11 февраля - 1 марта 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей учреждений всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях