Как оценить результаты внедрения ФГОС в конкретной школе?

Как провести и затем оценить урок?

Объект оценочной деятельности директора школы заключает в себе две составляющие:

  • формализованные результаты: ЕГЭ, ОГЭ, текущие проверочные работы, заполнение отчётных документов, отзывы учеников и родителей и так далее;
  • анализ педагогической деятельности: глубина содержания, понимание, профессиональная грамотность, коммуникация и так далее.

Оценить вторую составляющую труднее всего. Как понять, насколько успешен тот урок, который проводит педагог? Как проходит коммуникация? Какой эффект имеет место по ходу занятия?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы провели вебинар «Оценка результатов внедрения ФГОС», который прошёл 28 августа 2017 года. Экспертом вебинара выступил Андрей Наумович Иоффе, доктор педагогических наук, профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет».

В ходе вебинара Иоффе рассказал о современных требованиях к преподаванию, о критериях оценки занятий и дал рекомендации, как использовать презентации на уроках.

Современные требования к учебно-методической деятельности педагога:

Андрей Иоффе рассказал, что существуют три стратегии ведения занятия и подробно охарактеризовал каждую из них.

Пассивная стратегия

— Если стратегия пассивна — это не значит, что она плохая, уточнил эксперт. — Это не значит, что мы должны полностью исключить её из образовательного процесса. У каждой стратегии есть свои плюсы и ограничения. В образовании нужно уметь сочетать разные стратегии.

Суть пассивной стратегии заключается в том, что получатель информации (аудитория, класс) никак на неё не влияет – учитель даёт готовые знания. Иоффе считает, что если этот подход будет единственным в арсенале учителя, то эта стратегия не даст результатов, не будет «учить жизни».

Активная стратегия

 

Андрей Иоффе обратил внимание участников на то, что на этом слайде появилась обратная стрелка.

— То есть это уже не просто лекция, когда я передаю какую-то информацию, это уже возможность некого диалога, — поясняет Андрей Иоффе. – То есть на уроке я создаю возможность для того, чтобы задавать вопросы. Чтобы ученики могли задавать вопросы, и чтобы я сам как учитель задавал вопросы на понимание, чтобы не возникало ситуации, когда ты разговариваешь сам с собой, а дети уже в своём режиме работы.

Каким бы идеальным ни было построение урока, нельзя избежать того, что часть учеников не будут включаться в работу. Поэтому это диалог с наиболее активными и инициативными учащимися. Андрей Иоффе обращает внимание на то, что в такой стратегии важно уметь задавать вопросы. О педагоге можно очень многое сказать по тому, как он формулирует вопросы. Насколько активно учитель создаёт условия для учеников, чтобы они формулировали вопросы.

Интерактивная стратегия

Андрей Иоффе отметил, что очень часто интерактивную стратегию сводят к использованию компьютера:

Слово интерактивность, на мой взгляд, в педагогическом контексте, по крайней мере, это немножко другое. Вообще «интер» переводится как «между». Активность, то есть действие между, в данном случае я это вижу, как действие между учениками.

Педагог перестаёт быть носителем информации. Теперь он выполняет несколько другие функции – он организует пространство для работы в группах и определяет состав группы, используя разные способы: игровые, по местоположению в классе, раздаваемые карточки, тестовый способ.

Как соотносятся эти три стратегии?

Не существует уроков, где преобладает только одна из стратегий. Всегда есть пересечения. Но, конечно, может быть большая или меньшая концентрация на одну из стратегий в рамках одного занятия.

Как оценить занятие?

Андрей Иоффе предлагает десять критериев оценки, каждый из которых включает в себя группу подкритериев.

Критерий № 1. «Информационная и языковая грамотность»:

  • корректность содержания и использования терминов;
  • доступность и адекватность информации по объёму и сложности;
  • владение и целесообразное применение ИКТ;
  • визуализация информации;
  • языковая культура учителя и развитие культуры речи учеников;
  • использование на занятии разных источников информации и структурирование информации в разных форматах – текстовом, графическом, электронном и других.

Критерий № 2 «Результативность»:

  • достижение личностных, предметных и метапредметных результатов;
  • вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность: выдвижение гипотез, поиск и сбор информации;
  • соотнесение действий с планируемыми результатами.

Критерий № 3 «Методическое мастерство и творчество»:

  • использование сравнительных и дискуссионных подходов;
  • развитие у учащихся умения аргументировать свою точку зрения;
  • разнообразие методов и приёмов, способов работы с информацией;
  • соответствие методов и приёмов реализации целей и достижению результатов.

Критерий № 4 «Мотивирование к обучению»:

  • умение заинтересовать и удивить;
  • использование различных способов мотивации;
  • использование примеров из жизни и интересов учащихся;
  • поддержка образовательной успешности обучающихся.

Критерий № 5 «Рефлексивность и оценивание»:

  • объективность оценивания;
  • разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе;
  • обратная связь, наличие возможностей для высказывания учениками собственной точки зрения;
  • понятность процедуры оценивания;
  • адекватность оценки и рефлексии проведённого урока.

Критерий № 6 «Организационная культура»:

  • понимание учителем целей, задач и планируемых результатов урока;
  • наличие инструкций и пояснений к заданиям;
  • установление правил и процедур работы на уроке;
  • опора на индивидуальные запросы и интересы учащихся;
  • рациональное использование образовательного пространства и средств обучения;
  • эффективность использования учебного времени.

Критерий № 7 «Эффективная коммуникация»:

  • взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой;
  • поддержка атмосферы толерантности на уроке;
  • способность учителя задавать модель коммуникации на уроке;
  • развитие умения формулировать вопросы и навыков конструктивного диалога у учащихся.

Критерий № 8 «Наличие ценностных ориентиров»:

  • воспитательный эффект урока;
  • создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей;
  • уважение достоинства учащихся.

Критерий № 9 «Метапредметный и междисциплинарный подход»:

  • понимание учителем особенностей метапредметного подхода;
  • системность и целесообразность использования междисциплинарного и метапредметного подходов;
  • адекватность интеграции разных дисциплин;
  • развитие УУД у учащихся 

Критерий № 10 «Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся»:

  • использование разных подходов для развития самостоятельности учащихся – работа в группах, формулирование вопросов и тому подобное;
  • создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения;
  • поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий;
  • решение творческих задач, создание возможностей и условий для самостоятельной работы.

Этот вебинар стал уникальным событием в истории «Академии профессионального развития», так как участники не были пассивными слушателями: они не просто задавали вопросы и давали комментарии, а делились своим педагогическим опытом, как сделать занятие интересным для учеников и достичь поставленных целей.

Одна из участниц поделилась идеей, как разогреть класс и вовлечь учеников в работу:

Я учитель литературы, хотела бы поделиться идеей – некоторые уроки я начинаю с притчи, конечно, по теме урока, но детям нравится, настроение поднимается, и мы на позитивной волне переходим к научной части.

Именно для этого мы и проводим наши мероприятия – для того, чтобы педагоги из разных уголков России могли делиться идеями, обмениваться опытом и развиваться самим, тем самым двигаясь на пути к развитию образования в нашей стране.

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ

    Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ

    Образование

    Дата проведения: 21 - 24 августа 2018 года

    Формат: Всероссийская научно-практическая конференция

    Для руководителей дошкольных образовательных учреждений

    Подробнее
    Оценка качества образования в СПО: ВСОКО и НОК

    Оценка качества образования в СПО: ВСОКО и НОК

    Образование

    Дата проведения: 28 - 29 августа 2018 года

    Формат: цикл вебинаров

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях