Как ведётся контроль качества медицинской помощи?

Как будет проводиться экспертиза качества медпомощи?

28 августа 2017 года прошёл вебинар «Новейшие риски привлечения медицинских организаций и работников к юридической ответственности при оказании платных медуслуг ненадлежащего качества, возникшие в связи с порядком проведения экспертизы качества медицинской помощи вне ОМС». Вебинар был мотивирован выходом Приказа Минздрава России № 203н и Приказа № 226н, которые утвердили критерии оценки качества медицинской помощи и порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Вебинар провёл Алексей Валентинович Панов – управляющий ООО «Центр медицинского права», руководитель Омского регионального отделения Федеральной общественной организации «Ассоциации медицинских юристов».

В ходе вебинара Алексей Панов рассмотрел нормативное регулирование требований к надлежащему качеству платных медицинских услуг, основания для проведений ЭКМП, раскрыл понятия, используемые в Приказе Минздрава России от 16 мая 2017 года № 226н, и ответил на вопросы участников. Участие в онлайн-мероприятии приняли 45 медработников.

Какие нормативно-правовые акты регламентируют качество медпомощи?

  1. Закон «О защите прав потребителей».

В законе говорится, что гражданин имеет право на качественное оказание услуг, в том числе медицинских.

  1. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Если речь идёт о платных медицинских услугах, то закон № 323-ФЗ отсылает нас к закону «О защите прав потребителей», согласно которому качество определяется условиями договора или законодательными требованиями – Приказ № 203н.

В договоре можно указать свои критерии качества медпомощи, но они не должны противоречить Приказу № 203н.

  1. Приказ Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Что такое качество медпомощи?

Исходя из составляющих качества медпомощи, можно дать определение нарушениям при оказании медицинских услуг.

Нарушения включают в себя вред личности и вред имуществу.

Вред здоровью – это физические страдания, моральный вред – моральные страдания, например, обида. Реальный ущерб – это лишние расходы, утрата или повреждение имущества. Упущенную выгоду Панов охарактеризовал примером: пациент – графический дизайнер, который сломал ведущую руку, во время оказания медицинской помощи имело место нарушение со стороны медработника и кость не срослась. Таким образом, графический дизайнер не может выполнять свою работу и получать заработную плату – это есть упущенная выгода.

Примеры использования критериев качества:

В этом примере учитывается только выполнение или невыполнение определённых действий. Каким образом эти действия выполняются, в приказе не уточняется.

Обратите внимание на последние пункты – четвёртый и пятый. В данном случае имеет место и отсылка к степени достижения запланированного результата, – отмечает Панов.

Таким образом, в приказе встречаются критерии как с учётом степени достижения запланированного результата, так и учитывающие только факт исполнения определённого действия.

Касательно понятий, которые используются в приказе № 203н, Панов сказал, что им не дано системное толкование, поэтому на вебинаре эксперт старался дать им пояснение. К примеру, было очень интересно узнать, что «лицом, допустившим нарушение» может быть не только медицинский работник, но и пациент – в статье 27 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», говорится, что граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья и соблюдать режим лечения и правила поведения пациента в медицинской организации.

Панов советует руководителям ЛПУ смотреть на то, чтобы эксперт обращал внимание не только на действия медработника, но и на действия пациента.

Кто может инициировать ЭКМП?

Экспертиза проводится в рамках государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, следовательно, инициаторами экспертизы могут выступать:

  • Росздравнадзор (в рамках госконтроля);
  • Минздрав России, Федеральное медико-биологическое агентство и органы исполнительной власти субъектов РФ (в рамках ведомственного контроля).

Росздравнадзор при проверках имеет право:

  1. привлекать научные и иные организации, учёных и специалистов;
  2. получать беспрепятственный доступ на территорию проверяемых организаций, в любые помещения и доступ к оборудованию;
  3. организовывать проведение экспертиз качества медицинской помощи;
  4. снимать копии с документов, осуществлять фото- и видеосъёмку;
  5. применять меры предупредительного и профилактического характера, направленные на предотвращение или ликвидацию последствий нарушения при оказании медпомощи.

Честно говоря, представляя интересы медицинских организаций, ни разу не встречался с тем, чтобы Росздравнадзор сам снимал копии с документов,комментирует четвёртый пункт эксперт. – Он уведомляет, какие документы нужно предоставить, медицинская организация говорит: «Есть!» и документы предоставляет.

Также Панов отметил, что в своей практике не видел сотрудников Росздравнадзора или региональных органов власти, осуществляющих фото- или видеосъёмку, но не стоит забывать о такой возможности.

Вопросы участников:

Татьяна Булатова:

Как быть с коммерческой организацией?

Алексей Панов:

В отношении коммерческой организации действует государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. И те полномочия Росздравнадзора, органов Росздравнадзора, которые есть, безусловно, выполняются в отношении коммерческих организаций.

Татьяна Николаевна:

Что делать, если в приказе № 203н нет критериев по специальности, например, по стоматологии?

Алексей Панов:

Смотрите, у нас есть критерии качества медицинской помощи по группам заболеваний. Если у нас по группам заболевания нет, мы берём критерии, которые имеют отношение к качеству медицинской помощи на амбулаторном и стационарном этапе: наличие ИДС, постановка предварительного диагноза в установленные сроки… То есть мы берём те общие критерии, которые существуют применительно к тем нозологиям, которые были установлены в рамках оказания медицинской услуги.

Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Системный подход к управлению медицинской организацией

    Системный подход к управлению медицинской организацией

    Здравоохранение

    Дата проведения: 27 - 30 ноября 2018 года

    Формат: Международная научно-практическая конференция

    Для руководителей медицинских организаций

    Подробнее
    Медицинская организация: новый взгляд

    Медицинская организация: новый взгляд

    Здравоохранение

    Дата проведения: 23 - 26 апреля 2019 года

    Формат: III Международный научно-практический симпозиум

    Для руководителей медицинских организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях