Педагогическая инноватика

В Ростове-на-Дону до конца 2018 года планируют запустить детский технопарк «Кванториум». Для участия в проекте 16 педагогов и руководителей прошли обучение в Сколково. Лариса Балина, министр общего и профессионального образования региона, рассказала, что управленческая команда была создана из лучших специалистов городских вузов. Для обучения выберут 800 детей 12—18 лет, а позже минимальный возраст снизят до 5 лет.

Помимо многого другого, в технопарке школьники будут заниматься робототехникой, изготавливать архитектурные и ландшафтные макеты. Для этого у них будет доступ к самому современному оборудованию — 3D-принтеры и сканеры, станки с числовым программным управлением, специальная техника для лазерной резки и т.д. Денег в проект вложено, конечно, немало — 72 миллиона рублей.

О том, как должна выглядеть современная школа, и как будет выглядеть образование к 2020 году по мнению государства и экспертов, Вы сможете узнать 20—23 ноября 2018 года на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития современного детского сада и школы в условиях постоянных изменений».

Основные понятия педагогической инноватики

Задачи педагогической инноватики — изучать природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций. Если говорить проще, её главная цель — проектирование будущего образования. В свободном доступе в интернете можно найти очень мало информации о педагогической инноватике, которую могли бы взять в работу учителя и директора школ.

Наука эта – всё ещё молодая, ей нет и 30 лет, а осваивают её в основном в Институте педагогических инноваций РАО в научной школе Андрея Викторовича Хуторского. Хотя МФТИ тоже запускает новое подразделение — кафедру инновационной педагогики, чтобы подготовить учителей с очень высоким уровнем знаний в области физики, чтобы, в свою очередь, подготовить больше сильных инженерных кадров для высокотехнологичной промышленности.

Важно различать педагогическое новшество и нововведение. Например, в первом случае мы говорим, о предложении председателя комитета Госдумы по образованию и науке Бориса Чернышова из ЛДПР, которое он сделал в этом году. Его суть — создать кафедры педагогики во всех российских вузах, чтобы высшие учебные заведения сами готовили специалистов в области педагогики, а затем с помощью них влияли на выбор профессии школьниками. Во втором случае — это процесс внедрения ФГОС и ЕГЭ, решение всех сложностей и проблем, которые при этом возникли.

В своей книге «Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание» Хуторской выделил десять типов и подтипов педагогических нововведений. При этом, одно нововведение может относиться одновременно к нескольким типам.

  1. Относящиеся к структурным элементам — задачам, содержанию, контролю, диагностике и т.д.
  2. Относящиеся к становлению субъекта образования как личности — всё, что касается знаний, умений и навыков, которые они получают.
  3. По области применения — учебный процесс, система образования, управление.
  4. По способу взаимодействия — например, групповые занятия, индивидуальные или в семье.
  5. В зависимости от функциональных возможностей — нововведения-условия, нововведения-продукты, управленческие нововведения.
  6. По способу реализации — систематические, плановые, периодические, стихийные, спонтанные.
  7. По масштабу применения — от одного педагога до международного уровня.
  8. По объёму мероприятий — от локальных до глобальных.
  9. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
  10. По степени предполагаемых преобразований — модифицирующие, корректирующие, радикальные, революционные, модернизирующие.

Интересные примеры инноватики в педагогической деятельности

В 1970—1980-е годы педагог-новатор Михаил Петрович Щетинин организовал экспериментальную школу. Он провёл исследования о продуктивности урока в 45 минут и пришёл к выводу, что последние 10—12 минут являются наименее эффективными и если от них отказаться, то продуктивность урока в целом не пострадает, а 10—12 минут, сэкономленные в процессе учебного дня будут достаточны для почти двух дополнительных уроков. По плану эти занятия должны были отводиться на художественную или, например, спортивную школы.

Занятия «речевого» цикла при этом чередовались с занятиями «образного» (музыка, ИЗО) и «двигательного» (физкультура и труд). Таким образом, по мнению педагога дети бы не утомлялись, а интерес к занятиям должен был возрасти.

Михаил Петрович так же использовал идею, которую предложил публицист и литературный критик Дмитрий Иванович Писарев ещё в середине 19 века — «погружение» в учебный предмет. Это подразумевает изучение годового курса за короткий срок и четырёхкратное повторение в течение года с более глубоким «погружением». В реальном опыте дети изучали математику целую учебную неделю в сентябре, ноябре, марте и апреле. При этом после каждых двух уроков проводились занятия по физкультуре, музыке или изобразительному искусству.

К сожалению, эксперимент не дал положительного результата и был закрыт после комиссии Министерства Просвещения СССР.

Есть курьёзный пример, который тоже можно отнести к педагогическим нововведениям. В 2017 году в Техасе три школы вернулись к физическому наказанию для детей, которые плохо себя ведут. Для этого используется специальная деревянная колотушка. Конечно, детей могут наказывать только некоторые члены педагогического коллектива и только с разрешения родителей. Как ни странно, примерно в половине штатов США такой вид наказания является разрешённым, но применяется он, конечно, редко.

Красным на картинке выделены те штаты, где физическое наказание в школах допускается.

Зарубежный опыт

Проблемы педагогической инноватики в России:

  • как наука сформировалась поздно;
  • больших усилий в её развитие в нашей стране пока не вкладывается.

В российских открытых источниках сложно найти интересные темы и материал, поэтому часто такую информацию проще получить на зарубежных информационных порталах. В 2015 году Британский The Open University совместно со SRI International опубликовал доклад, в котором эксперты предложили несколько идей педагогической инноватики в образовании школьников и студентов, которые могут улучшить обучение и преподавание и, возможно, даже кардинально изменить сам процесс.

  1. Обучение в неформальной обстановке. Для закрепления темы после её изучения в школе ученику могут дать задание, например, получить дополнительную информацию в музее или парке. Это развивает в обучаемом навыки самостоятельного познания, изучения окружающего мира.
  2. Подражание дебатам учёных во время обычных уроков по математике или другим наукам. Педагог может организовать дискуссию, где ученики старались бы говорить научным языком, учились выслушивать друг друга, ждать своего выступления и конструктивно отвечать. Так же можно подталкивать обучаемых к совместным исследовательским проектам.
  3. Незапланированное или «нечаянное» обучение. Мобильные устройства сегодня плотно вошли в нашу жизнь, и именно через них мы часто получаем новую информацию, но зачастую она фрагментарна и разрознена. Можно попробовать знания, которые получают из сети школьники, систематизировать. К этой работе необходимо привлечь и самх учеников.
  4. Обучение «компьютерному» мышлению. По сути это метод мышления и решения проблем, похожий на компьютерный: разделение сложной задачи на малые части; анализ того, как они соотносятся с задачами, которые решались раньше; устранение ненужных деталей; разработка алгоритма решения; оптимизация этого алгоритма. Такой подход может эффективно использоваться не только на уроках математики или для обучения программистов, но и в повседневной жизни, даже для написания рецепта своего любимого блюда.
  5. Научные эксперименты в дистанционной лаборатории. Сложная в реализации идея, которая имеет огромный потенциал. Представьте, какие открываются возможности в обучении, если бы дети могли, например, изучить ночное небо с помощью мощного телескопа с высоким разрешением, который находится в какой-нибудь большой обсерватории, оставаясь при этом в школе.
  6. Адаптивное обучение. Учебные материалы одинаковы для всех, но некоторым ученикам они непонятны, скучны или неинтересны. Эту проблему можно решить с помощью современных технологий, организовав такую систему, которая учитывала бы особенности каждого ученика, индивидуально подбирала форму подачи материала, вела бы мониторинг.
  7. Есть оборудование, которое может считывать эмоции человека. Если использовать его во время урока, педагог сможет лучше понимать, как ученики воспринимают информацию, реагируют на задания и использовать это для оптимизации процесса.

Руководитель образовательного учреждения может использовать инновации не только в работе учителей со студентами, но и в работе с педагогическим коллективом. Больше об этом Вы сможете узнаеть на онлайн-марафоне «Окно возможностей для руководителя», который пройдёт с 5 по 23 ноября.

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Образование

    Дата проведения: 3 - 13 декабря 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях