Как планировать работу с одарёнными детьми в школе?

В прошлой статье мы рассказали о том, что такое одарённость вообще, как выявить одарённых детей в школе и каким должен быть педагог для работы с ними. В этот раз мы поговорим о планировании работы с одарёнными школьниками.

Как организовать работу с одарёнными детьми?

Шаг 1. Диагностика.

Администрация образовательной организации (далее – ОО) вносит в план работы педагога-психолога запросы для диагностики:

  • детской одарённости;
  • трудностей педагогов в обучении одарённых школьников.

Педагог-психолог выбирает методики для выявления одарённых детей, проводит диагностику, анкетирует учителей, обрабатывает результаты и пишет отчётную справку по итогам диагностик.

Шаг 2. Создание программы работы с одарёнными детьми.

На основе анализа результатов диагностик администрация школы создаёт инициативную группу, в которую входят:

  • заместители руководителя;
  • руководители методических объединений;
  • учителя-предметники.

Эта инициативная группа проектирует программу, её название, цели и задачи, создаёт модель работы, продумывает комплекс инструментов и технологий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, консультации учителей и родителей.

Далее программа обсуждается на педсовете, учителя вносят предложения для корректировки, после чего её включают в Программу развития ОО. По итогам педсовета директор школы разбивает педагогов по группам, которые будут реализовывать отдельные модули программы.

Администрация также организует внутри организации повышение квалификации педагогических работников по проблемам обучения одарённых детей.

Шаг 3. Разработка или корректировка ЛНА.

Администрация школы готовит или актуализирует ЛНА (например, Положение о школьной научно-практической конференции), корректирует программы внеурочной деятельности и дополнительные общеобразовательные программы на основе программы работы с одарёнными детьми.

Шаг 4. Внедрение проектов для развития одарённых детей:

  • учебно-исследовательский центр – дети учатся проводить исследования;
  • мониторинговый комплекс – диагностика достижений и трудностей в обучении;
  • консультационный центр для родителей и тому подобное.

Шаг 5. Подведение итогов.

Школьная администрация оценивает результаты работы с одарёнными детьми и ставит новые цели.

Зачем нужна программа работы с одарёнными детьми?

Во-первых, программа способствует развитию учеников и положительному имиджу ОО. Родители одарённых детей очень щепетильно относятся к качеству образования в школе. Если они не видят перспектив для развития своего ребёнка, то переводят его в другую школу. Чтобы сформировать положительный имидж школа должна удовлетворять образовательные потребности разных групп детей, в том числе одарённых.

Во-вторых, в рамках государственной политики в сфере образования одарённые дети рассматриваются как ценность страны и её уникальный ресурс, что подтверждается приоритетным национальным проектом «Образование» и федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», который предполагает поддержку талантливых детей. Планируется, что к 2024 году в каждом регионе будут созданы центры выявления и поддержки талантов. Об этом ещё летом говорила Министр просвещения Ольга Васильева.

В 2015 году утвердили Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития (постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 года N 1239), согласно которому информацию об одарённых детях необходимо отправлять Образовательному Фонду «Таланты и успех». Какую информацию следует передавать в государственный информационный ресурс об одаренных детях указывается в Приказе Минобрнауки РФ от 24 февраля 2016 года N 134:

  • об образовательных программах, по которым обучается одарённый ребенок;
  • об индивидуальном учебном плане (при наличии);
  • о достижениях в конкурсах, мероприятиях и пр. 

Если администрация школы подготовит программу, то будет проще вести мониторинг одарённых детей.

В-третьих, число участников, победителей и призёров олимпиад и конкурсов – один из показателей качества работы ОО, применяемых в ходе независимой оценки качества.

Программа помогает мотивировать учеников развивать свои способности и побеждать.

В-четвёртых, грамотная работа с одарёнными детьми, высокие результаты такой работы, подготовка и реализация программы как инновационного проекта дают школе шанс победить в конкурсном отборе нацпроекта «Образование» и получить денежное поощрения для развития ОО.

В программе работы с одарёнными детьми указываются цели и задачи, формы работы, ожидаемые результаты и план мероприятий по работе с одарёнными детьми на учебный год.

Как составить план работы с одарёнными детьми?

Как правило, план строится по общей структуре: аналитика, диагностика и комплексная работа со способностями.

  1. Аналитический этап.

Успехи учащихся в различных видах деятельности оцениваются и анализируются, что позволяет выявить одарённых детей.

  1. Диагностика.

План мероприятий должен соответствовать образовательным потребностям учащихся, для этого необходимо определить уровень способностей ученика. В индивидуальную карточку ученика вносится указание типа одарённости и предполагаемое направлением работы.

Российский психолог по проблемам развития одарённых детей Виктория Соломоновна Юркевич выделяет три основных типа одарённости:

  • академическая одарённость – ярко выраженная способность учиться;
  • интеллектуальная одарённость – развитые аналитические навыки;
  • творческая одарённость – нестандартное мышление и видение мира.

При всех различиях, считает психолог, одарённых детей объединяет познавательная потребность, которая проявляется в жажде нового знания и умственного труда.

  1. Комплексная работа по формированию и развитию способностей учащихся:
  • Составляется план групповых и индивидуальных занятий.
  • Педагог стимулирует активное участие одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности: кружках, семинарах, проведении тематических и предметных недель, конкурсах и олимпиадах.
  • Работа на уроке с одарёнными детьми планируется через создание ситуаций успеха, использование заданий дифференцированной сложности и задействование одарённых учащихся в помощи одноклассникам.
  • Педагоги подбирают оптимальные методы работы с одарёнными детьми.
  • Собирается «копилка» материалов для работы с одарёнными детьми по конкретному предмету.

Чем полезен индивидуальный образовательный маршрут?

Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) разрабатывается для одного ученика. И такая работа поможет всесторонне развить интеллектуальные, творческие, социальные и физические способности учащегося.

Главное в работе по ИОМ – свобода выбора. Одарённый ребенок самостоятельно выбирает, в каких мероприятиях он будет участвовать.

В ходе общего плана мероприятий по работе с одарёнными детьми в ОО педагог информирует одарённых учащихся и их родителей о возможности работы по индивидуальному плану. Если их такая возможность заинтересовала, то учитель совместно с учащимся и его родителями разрабатывает ИОМ.

В основе индивидуального образовательного маршрута лежит план мероприятий по работе с одарёнными детьми в ОО: индивидуальные занятия и упражнения, подготовка к конкурсам и выступлениям. Для наилучшей реализации ИОМ и достижения максимального уровня образовательных результатов педагогу следует проконсультироваться с методистом.

Далее готовый индивидуальный план работы представляется на экспертизу педагогов ОО, согласовывается с заместителем директора, после чего директор школы утверждает ИОМ для учащегося.

Статьи по теме:

Как реализовать индивидуальный маршрут?

Индивидуальный план работы с одарёнными детьми реализуется на основе соответствующего локально-нормативного акта ОО (например, Положение об индивидуальном маршруте развития).

В план работы педагог включает индивидуальные задания, подготовку и участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, конференциях, и использует методы, направленные на развитие индивидуальных способностей одарённых детей. В рамках ИОМ одарённый ребенок вправе самостоятельно определять индивидуальный перечень мероприятий и сочетать разные формы работы.

Учитель вместе с учеником оформляет результаты деятельности по индивидуальному плану в портфолио одарённого ребёнка. В конце года педагоги и учащиеся отчитываются о проделанной работе перед педагогическим коллективом ОО.

На практике освоить разработку программы работы с одарёнными детьми (в отдельной группе) вы сможете на Международной конференции «Современные подходы к обучению одарённых детей и детей с ОВЗ. Работа с педагогами, переход на профстандарт».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Как управлять хаосом?

    Как управлять хаосом?

    Образование

    Дата проведения: 11 февраля - 1 марта 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей учреждений всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях