Принципы непрерывного педагогического образования

В декабре 2015 года под председательством Президента РФ Владимира Путина в Кремле прошло заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. Президент говорил, в том числе, и о создании общенациональной системы профессионального роста учителей, выделив в качестве одного из направлений, непрерывный профессиональный рост.

Об этом нужно помнить каждому педагогу и руководителю образовательного учреждения, как необходимо и понимать, каковы же ведущие принципы разработки непрерывного педагогического образования.

Под непрерывностью педагогического образования, как правило, понимают систему, состоящую из трёх этапов, которые последовательно сменяют друг друга:

  • допрофессиональный
  • профессиональный
  • послевузовский

При этом самый продолжительный и значимый из них именно третий, который охватывает всю карьеру педагога после получения диплома. Рассмотрим ведущие принципы непрерывного педагогического образования на этом этапе.

Послевузовский этап образования педагогов

Несмотря на огромное количество работ на данную тему и обилие различных точек зрения, все они имеют очень схожее видение эффективного профессионального развития. В соответствии с этим общим видением можно выделить следующие принципы непрерывного педагогического образования:

  1. Чётко определённая картина эффективного обучения и преподавания во время урока.

Она включает в себя:

  • приверженность идее того, что каждый ученик способен освоить данный предмет;
  • понимание необходимости разного подхода к ученикам в зависимости от культуры, возраста и других факторов;
  • упор на создание условий для поиска информации, решения проблем и применения полученных знаний;
  • углубленное понимание предмета, а не на поверхностную информацию;
  • совместную работу;
  • чётко поставленные цели обучения и контроль всего процесса по их достижению.
  1. Создание возможности для более глубокого познания предмета учителями, освоения ими дополнительных подходов к обучению, что усилит понимание предмета учеником и улучшит сам процесс обучения.

Под этим понимается:

  • вовлечение учителя в процесс постоянного получения новых знаний по предмету, который тот преподает, и в области педагогики в целом;
  • понимание педагогом того, как дети обучаются. Знания только предмета недостаточно, хороший учитель должен уметь слушать ученика, формулировать вопросы, которые способствуют усвоению материала, помогать в решении возникающих проблем. Так же необходимо понимать, какие именно сложности возникают у учеников чаще всего, как они меняются в зависимости от возраста ребёнка;
  • право учителя на выбор учебной литературы и способы её применения. Учителя должны уметь использовать свои знания для улучшения образовательного процесса.
  1. Использование методов обучения взрослых, схожих с применяемыми в обучении детей.

Основные принципы:

  • работа с тем уровнем знаний, который есть у учителя, понимание того, какими навыками он обладает и каковы его личные особенности. Использование только тех методов повышения квалификации, которые будут эффективны для конкретного специалиста;
  • мотивация преподавателя к самостоятельному углублению знаний предмета, улучшению его понимания, а не запоминанию «общепринятого»;
  • создание условий для работы учителей в коллективе, предоставление им возможности перенимать опыт друг друга. Иногда учитель не может оптимально выстроить образовательный процесс из-за того, что его самого не обучали таким образом;
  • создание условий для развития, практики и освоения учителями новых методов. Нужно понимать, что загруженному на 110 % учителю некогда будет думать о новинках в технологиях и методиках. У педагога должно быть свободное время для изучения методической литературы, просмотра вебинаров и посещения тематических семинаров;
  • необходима постоянная поддержка и содействие учителям во время всего процесса их обучения, сопутствующие рекомендации и анализ того, что они изучили;
  • объединение набора курсов по повышению квалификации в один продуманный план. Одноразовые и несистематизированные занятия, как правило, низко результативны. Для повышения эффективности необходимо иметь чётко поставленные цели, должна быть разработана общая стратегия и организована поддержка на всё время обучения.
  1. Необходимо строить или усиливать коллектив преподавателей в целом.

В хорошем коллективе:

  • ценится и продвигается обмен профессиональным опытом. Чаще всего педагоги готовятся к занятиям, разрабатываются рабочие программы, продумывают открытые уроки в одиночку. Это менее результативно, чем коллективная работа. Школа или образовательное учреждение должны мотивировать учителей на взаимообучение, совместное решение возникающих вопросов и проблем, передачу знаний, полученных на различных конференциях и семинарах;
  • у учителя должна быть мотивация и условия для экспериментов, проб и ошибок.Он должен понимать, что от него не требуется знать ответы на все вопросы, но расширение собственного кругозора приветствуется и поощряется;
  • профессиональное развитие в течение всей карьеры – часть норм и порядков учебного заведения. Руководство должно поддерживать идею того, что в образовательном процессе участвуют все (не только ученики), а умение задавать правильные вопросы ценится так же, как знание ответов.
  1. Поддержка и подготовка учителей с выраженными лидерскими качествами, при наличии у них желания.

В процессе того, как педагог становится экспертом в своей области, ему нужна мотивация, чтобы выходить за рамки учебного класса и принимать участие в развитии всего образовательного учреждения и даже больше.

От лидеров коллектива ожидается:

  • планирование и использование возможностей для профессионального обучения для себя и других. Учителя должны играть в этом ключевую роль, а не быть просто участником мероприятий по повышению квалификации;
  • быть нацеленными на перемены. Каждый в школе должен всё время стараться улучшить свою работу. Эта миссия для учителей должна быть частью культуры самой школы;
  • содействие другим учителям. Школа, со своей стороны, может создать атмосферу, подходящую для сотрудничества.
  1. Необходимо выстраивание связи с другими аспектами образовательной системы.

Например:

  • внедрение профессионального развития в другие процессы школы. К примеру, школа получила новый набор учебников, вместе с этим директор или завуч должны предусмотреть дополнительные методические материалы, которые будут нужны учителям для преподавания в новых условиях;
  • следование стандартам. Профессиональное развитие должно помогать учителям понимать и применять стандарты и инициативы, которые приходят к ним с других уровней образовательной системы. Тогда педагоги смогут использовать их для повышения эффективности образовательного процесса;
  • оказание активной поддержки в рамках школы, района, города. Профессиональное развитие, как и преподавание, не может происходить в вакууме. Родители школьников и другие члены общества должны быть в курсе этого развития и иметь возможность для проявления участия и оказания поддержки, если это уместно в конкретной ситуации.
  1. Постоянное обсуждение.

Программы профессионального развития должны постоянно пересматриваться для того, чтобы:

  • определить, насколько они полезны для педагогов, внести корректировки. Как и в обучении внутри класса, так и в педагогическом образовании постоянный мониторинг процесса в целом даёт возможности для повышения его эффективности;
  • быть актуальными. С течением времени содержание образования и методы, применяемые для работы с детьми, меняются. Программы повышения квалификации должны опережать нововведения, готовить учителей к изменениям заранее.

Выводы

Из этих принципов разработки непрерывного педагогического образования следует, что ответственные за него должны:

  • определить, какие именно мероприятия по профессиональному развитию стоит поддерживать и финансировать. Например, отдать приоритет долгосрочным программам, не ограничивающимся пределами школы;
  • обратить внимание на подготовку педагогов в рамках обучения в колледже и ВУЗе, уже на этой стадии нужно формировать ту модель обучения, которая должна использоваться во время работы учителем;
  • выделить время учителям для профессионального развития, даже если придётся уменьшить продолжительность работы с детьми;
  • наладить сотрудничество между людьми, ответственными за разработку учебной программы, и теми, кто отвечает за профессиональное развитие;
  • создать инфраструктуру для непрерывного педагогического образования. Под этим может пониматься создание новых должностей для учителей, которые будут поддерживать идею профессионального развития, а также для специалистов, занимающихся разработкой образовательной программы, профессиональных стандартов;
  • смоделировать эффективную образовательную среду. Руководство может вносить позитивные изменения, отслеживать их результаты, решать возникающие проблемы совместно с подопечными;
  • Оценивать результаты работы учителей, прошедших курсы повышения квалификации. Следить за тем, удовлетворяют ли программы повышения квалификации учителей, получают ли учителя необходимые новые знания, влияет ли это на их работу, улучшается ли обучение детей.

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

Комментарии

  • Агния

    Хорошая содержательная статья. Спасибо!
    Ответить

    Ближайшие мероприятия

    Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ

    Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ

    Образование

    Дата проведения: 21 - 24 августа 2018 года

    Формат: Всероссийская научно-практическая конференция

    Для руководителей дошкольных образовательных учреждений

    Подробнее
    Оценка качества образования в СПО: ВСОКО и НОК

    Оценка качества образования в СПО: ВСОКО и НОК

    Образование

    Дата проведения: 28 - 29 августа 2018 года

    Формат: цикл вебинаров

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях