Проект «Бережливая поликлиника»: что это такое и почему его внедряют в ЛПУ?

Проект «Бережливая поликлиника» – относительно новый. Ниже вы сможете прочесть: что он собой представляет, в каких регионах его начали тестировать, а также узнать плюсы и минусы.

О проекте «Бережливая поликлиника»

Проект реализуют Министерство здравоохранения РФ и госкорпорация «Росатом». Он направлен на повышение эффективности работы лечебно-профилактических учреждений и общей доступности медицинской помощи в 39 регионах страны.

Пилотный проект «Бережливая поликлиника» запустили в Ярославле, Севастополе и Калининграде. Его цель – оптимизировать деятельность лечебного учреждения на различных уровнях.

Суть проекта – перестройка ряда процессов: изменение принципа работы регистратуры, установка современного оборудования, организация доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В основе проекта лежит японский метод Кайдзен. Японская философия фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработке вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.

В основе этого метода лежат 5S:

  • Seiri — аккуратность;
  • Seiton — порядок;
  • Seiso — чистота;
  • Seiketsu — стандартизирование;
  • Shitsuke — дисциплина.

Планируется, что систему внедрят во всех поликлиниках страны к 2023 году. Основная цель новшества – повысить уровень удовлетворённости пациентов качеством оказания медицинской помощи участковым врачом до 60 % к 2020 году и до 70 % к 2022 году. Всего к 2022 году в проекте примут участие около 2 тысяч медицинских учреждений.

Чем завершилась пилотная серия проекта?

После подведения итогов выяснилось, что ожидание своей очереди в регистратуре сократилось в 4 раза, а время у кабинета врача – в 8 раз. Также в поликлиники, где начали реализовывать пилотный проект, россияне стали быстрее дозваниваться, а врач стал уделять пациенту больше времени. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время проект «Бережливая поликлиника» работает в 40 регионах России в 301 медицинском учреждении.

Пациентам стало удобнее находиться в поликлиниках, за медицинской помощью чаще обращаются люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в инвалидных колясках. Люди стали быстрее проходить профилактические осмотры и диспансеризацию.

На основе опыта пилотных регионов федеральный центр планирует выпустить методические рекомендации по внедрению проекта «Бережливая поликлиника».

На сайте Министерства здравоохранения РФ есть несколько полезных презентаций, где изложена суть проекта «Бережливая поликлиника».

Скачать презентации и дополнительные материалы по проекту «Бережливая поликлиника»

Также на сайте доступны методические рекомендации по проекту «Бережливая поликлиника». Ознакомиться с ними можно здесь

Как проходит внедрение проекта в поликлинике

Самыми главными предпосылками к внедрению проекта «Бережливая поликлиника» являются огромные очереди в регистратуру, низкое качество медпомощи, частые жалобы пациентов на недоброжелательное отношение медперсонала.

В первую очередь в ЛПУ выявляются самые слабые и болезненные места, в соответствии с этим предлагаются пути решения:

  • распределяется нагрузка между врачами и средним медицинским персоналом;
  • оптимизируется внутренняя логистика поликлиники, потоки пациентов распределяются;
  • сокращается количество бумажной документации, учреждение переходит на электронный документооборот;
  • соблюдаются нормативы времени приёма пациента, организуется диспансеризация и профосмотр на принципе непрерывного потока пациентов.

Плюсы и минусы проекта

У проекта «Бережливая поликлиника» есть как положительные, так и отрицательные моменты. Так, к плюсам после внедрения проекта в ЛПУ можно отнести:

  • снижение себестоимости и точки безубыточности, устранение скрытых потерь;
  • увеличение оборачиваемости средств и запасов;
  • сокращение партий запасов и незавершенных услуг (замороженных средств);
  • уменьшение времени операций и повышение производительности труда, в том числе высвобождение ставок в штатном расписании (высвободившихся работников не увольняют, а переводить на другие направления);
  • уменьшение жалоб и претензий, повышение качества и удовлетворенности потребителей;
  • уменьшение простоев и поломок медицинского оборудования;
  • вовлечение персонала в усовершенствование;
  • повышение гибкости производства и расширение линейки медицинских услуг (на том же оборудовании);
  • высвобождение пространства, оптимизация использования производственных площадей и площадей складов;
  • дисциплина и чистота на рабочих местах (в кабинетах и в офисах);
  • уменьшение «времени цикла», т.е. от начала до конца медицинская услуга выполняется быстрее или пациент обслуживается быстрее.

Помимо очевидных плюсов у проекта есть и минусы. Чаще всего в ЛПУ существует дефицит кадров, на который оптимизация не всегда в состоянии повлиять. Также могут возникнуть трудности с обучением сотрудников поликлиники, поскольку в основном в ЛПУ работают люди в предпенсионном возрасте. Молодые специалисты не спешат идти работать в поликлиники из-за маленькой, по их мнению, зарплаты.

Однако и в этом случае можно найти выход. Персонал поликлиники можно заинтересовать во внедрении проекта «Бережливая поликлиника», например, финансово. Выпускников медицинских вузов также можно привлечь с помощью федеральных и муниципальных программ.

Если ваши сотрудники больше времени тратят на заполнение бумаг, а не на работу с пациентом, если к вам регулярно поступают жалобы от пациентов на огромные очереди и невозможность попасть к какому-либо врачу, ЛПУ поможет внедрение проекта «Бережливая поликлиника».

Подробнее: https://academy-prof.ru/event/berezhlivoe-proizvodstvo-v-zdravoohranenii

Комментарий эксперта:

Доктор медицинских наук, профессор Байкальской международной бизнес-школы ИГУ, главный специалист отдела мониторинга и экспертизы ЦМИКЭЭ Росздравнадзора, действительный член Академии проблем качества Надежда Феофановна Князюк:

– Способность медицинской организации к своевременному и гибкому реагированию на запросы потребителей, к постоянному снижению непроизводственных издержек и устранению потерь в потоке создания ценности, становится необходимым условием их деятельности, – отметила Надежда Князюк. – Внедряя концепцию бережливого производства, медицинские организации могут получить заметную экономию по всем статьям расходов и улучшить доступность и качество оказываемой медицинской помощи. Уже результативно функционирующая система менеджмента качества позволяет применять концепцию бережливого производства без каких-либо сложностей. Применение таких методов позволяет оперативно решать возникающие проблемы, предупреждать их появление, а иногда и опережать требования потребителей, тем самым быстро реагируя на какие-либо нововведения. Главное, что улучшения становятся непрерывными, постоянными.

Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением

    Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением

    Здравоохранение

    Дата проведения: 14 - 17 августа 2018 года

    Формат: II Международный интерактивный симпозиум

    Для главных врачей, их заместителей, руководителей отделов и подразделений

    Подробнее
    Способы решения конфликтов с персоналом и пациентами для руководителя медицинской организации

    Способы решения конфликтов с персоналом и пациентами для руководителя медицинской организации

    Здравоохранение

    Дата проведения: 30 августа 2018 года

    Формат: информационно-тренинговый вебинар

    Для для руководителей медицинских организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях