Программа развития школы «своими руками»

Как создать программу развития?

Мир быстро меняется: изменениям подвергается демографическая ситуация, образовательные потребности детей, система финансирования образования и приоритеты образовательной политики. Школа достигнет успеха, если будет вовремя и адекватно реагировать на внешние изменения.

Требования к качеству образования и запросы общества становятся причиной повышенного внимания к развитию образовательной организации.

Программа развития направлена на повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. Конкуренция – это трамплин для передовой и сильной школы, которая сможет занять более высокую ступень на рынке образовательных услуг.

Для того чтобы помочь директорам школ разработать программу развития, «Академия профессионального развития» провела в октябре вебинар «Проектирование «живой» программы развития образовательной организации «своими руками».

Экспертами мероприятия стали кандидат педагогических наук, директор АНО ДПО «МИРНО» Наталия Евгеньевна Сченснович и её заместитель, психолог и профессиональный коуч Тамара Васильевна Посадская.

Живая программа – это та, которая делается своими руками. Если передать разработку программы эксперту со стороны, вы выполните требования государства, но не получите никакого развития вашей организации. Развитие организации начинается с людей, которые там работают.

Эксперты отметили, что программа развития проектируется в команде педагогов. Наталия Сченснович и Тамара Посадская проводят мероприятия вдвоём, потому что для них важно продвигать партнёрство как ключевую стратегию и быть живым примером такого партнёрства.

Программа развития отвечает на три вопроса

Программа состоит из трёх частей. При проектировании программы команда разработчиков должна задаться тремя вопросами.

  1. Как есть сейчас?

Для ответа на этот вопрос анализируются контекст, в котором находится образовательная организация, макро- и микросреда, ресурсы, государственные требования, актуализируются вызовы будущего и проясняются ожидания заинтересованных сторон.

  1. Как мы видим организацию через 3-5 лет?

Важно прописать в программе видение, миссию, цель и ожидаемые результаты.

  1. Что важно сделать, чтобы достичь цель?

Важно определить реальные стратегические проекты – от 3 до 5 крупных стратегических задач, детально проработать план первых шагов на 2-6 месяцев, определить необходимые для реализации проектов ресурсы, предугадать риски и найти пути их минимизации.

Программа развития – инструмент стратегического управления

Программа развития становится инструментом стратегического управления. В программе отражаются текущие достижения и проблемы, цели, задачи и направления образовательной деятельности, особенности кадрового ресурса и материально-технической базы, планируемые результаты и план действий по их достижению.

Наталия Сченснович утверждает, что программа развития – классный инструмент стратегического управления, так как запускает согласованное взаимодействие на основе сотрудничества, мотивацию развития и способствует принятию наилучших решений в соответствии с миссией, целями и ценностями.

Администрация не всегда согласует цели с коллективом, но если программу развития разрабатывает команда, то это приводит к положительным моментам:

  • мотивация и вовлечение сотрудников;
  • сплочение коллектива;
  • взаимозависимость и сопричастность;
  • минимизация сопротивления.

Команда образуется только в процессе совместной работы.

7 этапов разработки программы развития

Проектирование программы развития – бесконечный процесс, так как включает в себя разработку и реализацию. Программа рассчитана на 3-5 лет. Следующая программа будет органично связана с предыдущей.

Авторы модели Сченсович Н.Е., Посадская Т.В. АНО ДПО "Московский институт развития непрерывного образования" www.мирно-дпо.рф. При использовании материалов ссылки на авторов и организацию обязательны.

  1. Подготовка

На этом этапе важно понимание общей цели, конкретного результата, определение ресурсов и рисков.

Формируется состав проектной группы:

  • руководитель и управленческая команда;
  • педагоги, выполняющие административные функции – руководители методических объединений, структурных подразделений;
  • педагоги-лидеры, новаторы;
  • носители ценного опыта;
  • представители всех подсистем;
  • активные родители и члены управляющего совета.

Участники вебинара предложили приглашать также членов ученического совета, всех участников образовательного процесса, выпускников, представителей ДОУ и предприятий.

Комментарии экспертов:

Приглашение членов ученического совета смелый и интересный ход. Участие всех заинтересованных не всегда возможно. Например, в Москве, где в школе может быть десять структурных подразделений. Но если это реально, то такой состав разработчиков может принести положительный результат.

Работа с бывшими выпускниками школы важна, так как выпускники – потенциальные родители, которые приведут своих детей в школу.

Участие представителей детских садов, колледжей и вузов помогает пониманию преемственности уровней образования.

Приглашение представителей бизнеса может помочь узнать запросы рынка труда. Эта информация поможет в организации профориентационной работы.

Для стратегической сессии подготавливаются материалы, оборудование, помещение, выбирается время для встреч, правила и регламент сессии.

  1. Стратегическая сессия

Авторы модели Сченсович Н.Е., Посадская Т.В. АНО ДПО "Московский институт развития непрерывного образования" www.мирно-дпо.рф. При использовании материалов ссылки на авторов и организацию обязательны.

Стратегическая сессия длится несколько дней. Итогом сессии становятся стратегические проекты.

Этапы стратегической сессии:

  1. Контакт На этом этапе проходят презентации модераторов и дальнейшей программы, делается акцент на ценности участников, так как людей объединяют общие ценности.
  2. Целеполагание Формулируются цели сессии. Прояснение и согласование целей запускает подлинную мотивацию, желание двигаться вперёд.
  3. Целостность образовательного процесса Создаётся целостная картина каждого этапа школьной жизни ребёнка. Оформляется цель образовательной деятельности как образ идеального выпускника – целостной и самоопределяющейся личности. Идеальный выпускник – человек, который сам определяет свои цели, знает свои интересы, потребности, качества личности и убеждения, понимает кто он такой. Школа даёт не отрывочное знание наук, а целостное понимание себя и мира.

Авторы модели Сченсович Н.Е., Посадская Т.В. АНО ДПО "Московский институт развития непрерывного образования" www.мирно-дпо.рф. При использовании материалов ссылки на авторов и организацию обязательны.

  1. Анализ контекста, требований и вызовов будущегоАнализируется контекст, в котором находится организация, требования и вызовы будущего. Рассматриваются сильные и слабые стороны.

SWOT-анализ (пример)

Сильные стороны

Слабые стороны

·         опытные учителя

·         новые формы методической работы

·         сотрудничество с социокультурными организациями

·         недостаточная материально-техническая база

·         отсутствие системы оценивания метапредметных результатов

Возможности

Риски

·         организация внеурочной деятельности

·         вовлечение родителей в образовательное пространство школы

·         дефицит финансовых ресурсов

·         отсутствие единого подхода

 

  1. Видение, миссия и цель 

Опыт предыдущих этапов приводит команду разработчиков программы развития к видению организации через 3-5 лет, её миссии и цели. Участники сессии определяют ожидаемые результаты.

  1. Определение стратегических задач 

На пути от этапа к этапу генерируются идеи. На шестом этапе идеи оформляются в конкретные проекты.

  1. Формирование проектных групп 

Определяется состав групп, кураторы и ответственные за воплощение идей в жизнь.

  1. Сессии для проектных групп 

На этом этапе дорабатываются стратегические проекты. Количество сессий зависит от степени проработки проектов на втором этапе.

  1. Сессия для управленческой команды 

Цель этапа – определить роль и цель руководства в процессе развития.

  1. Сессия проектных групп 

Продолжается доработка стратегических проектов с учётом итогов четвёртого этапа.

  1. Сессия по разработке проекта вовлечения педагогов, родителей и учеников

Цель – усилить мотивацию заинтересованных сторон, так как реализовывать программу развития важно всем вместе, считает Наталия Сченснович.

  1. Реализация.

– И здесь мы видим одним из самых грамотных подходов к реализации проекта, конечно, agile-подход. Что значит «agile»? «Agile» в переводе с английского языка означает «гибкий». Гибкий подход к управлению проектами, – отмечает Сченснович.

– Мы имеем в виду, что окончательного жёсткого плана реализации стратегических задач не разрабатывается, то есть определяются основные, ключевые задачи (=стратегические проекты) и несколько подзадач в каждой из этих задач. И более детально прорабатываются именно первые шаги в каждом из стратегических проектов, – поясняет Тамара Посадская.

Нет необходимости прописывать жёсткий конкретный план на 3-5 лет. За это время могут появиться новые задачи, требования и законы, и программа развития потеряет свою актуальность. Гибкий подход к управлению стратегическими проектами позволяет грамотно реагировать на изменения.

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования

    Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования

    Образование

    Дата проведения: 28 июня 2018 года

    Формат: вебинар

    Для руководителей и заместителей руководителей учреждений всех уровней образования

    Подробнее
    Технологии межфункционального взаимодействия в работе руководителя

    Технологии межфункционального взаимодействия в работе руководителя

    Образование

    Дата проведения: 18 - 20 июля 2018 года

    Формат: Тренинг для руководителей 18-20 июля 2018 года

    Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей отделов и подразделений организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях