Внутренняя система оценки качества образования в СПО

Как оценить качество профессионального образования?

В законе «Об образовании» говорится о необходимости создания в образовательной организации внутренней системы оценки качества образования, но при этом нет единых рекомендаций по её разработке. Предполагается, что каждое учреждение самостоятельно определяет её параметры. На что же опираться руководителю профессиональной образовательной организации при формировании ВСОКО?

Чтобы помочь директорам ПОО разобраться в этом вопросе, мы провели вебинар «Разработка ВСОКО как средства управления процессом подготовки квалифицированных специалистов». Вебинар был частью двухдневного цикла «Оценка качества образования в СПО: ВСОКО и НОК», который проходил 28-29 августа.

Вебинар провела Тамара Алексеевна Голубева, которая в составе группы специалистов РЦОКО (Регионального центра оценки качества образования) занимается мониторингом ПОО на предмет наличия ВСОКО.

Как сообщила эксперт, весной 2018 года в разных регионах России проводился мониторинг внутренних систем оценки качества в учреждениях СПО. Результаты оказались плачевными – отдельные аспекты образовательной деятельности получается проанализировать и оценить, но именно система как таковая отсутствует, что уже является нарушением законодательства.

А даже если система создана, то зачастую она требует корректировки в свете новых ФГОС четвёртого поколения, так как поменялись некоторые понятия, появился термин «результат обучения», который может описываться с помощью системы зачётных единиц. Чтобы ВСОКО была актуальна на сегодняшний день, необходимо внимательно следить за всеми изменениями, происходящими в нормативно-правовой базе СПО.

Почему ВСОКО – это важно?

Оценка качества профессионального образования – актуальная тема как в России, так и за рубежом. Актуальность обусловлена тем, что усиливается связь между оценкой и обучением, развиваются профессиональные компетенции и механизмы их оценивания, появляются новые методы оценки качества.

Важность этой темы также подтверждается наличием федеральных нормативно-правовых актов, ставящих задачу совершенствования системы оценки качества:

Особого внимания заслуживает закон «Об образовании», так как именно там дано определение качества образования.

Тамара Алексеевна отмечает, что для осуществления оценки качества образования нужно хорошо понимать, что в это понятие вкладывается. Требования к качеству именно профессионального образования в конечном итоге выражаются в требованиях к трудовому потенциалу выпускников.

Какие задачи решает ВСОКО?

Система внутренней оценки нацелена на получение достоверной информации о качестве образования в организации, принятие на её основе обоснованных управленческих решений и прогнозирование развития колледжа, техникума или училища.

Задачи ВСОКО

Какой должна быть ВСОКО?

Система оценивания в образовательной организации должна отвечать ряду требований:

  1. соответствие ФГОС СПО;
  2. прозрачность;
  3. здоровьесбережение (оценка не должна давить на психику обучающихся);
  4. фиксирование изменений общего уровня подготовки каждого обучающегося и динамики его успехов в различных областях учебно-профессиональной деятельности;
  5. возможность определения насколько успешно освоены результаты обучения;
  6. наличие механизма самооценивания обучающимися своих достижений;
  7. обеспечение единства образовательного пространства.

Оценка качества образования проводится на четырёх уровнях:

  1. Качество управления образовательной организацией.
  2. Качество образовательного процесса.
  3. Качество условий (оценка условий, при которых ведётся образовательная деятельность).

Оценка качества управления профессиональной образовательной организацией

Чтобы оценить качество управления необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Насколько оперативно принимаются решения? И насколько они обоснованы?
  • Обеспечивается ли реальная возможность делегирования полномочий?
  • Как проходит контроль исполнения принятых решений?
  • Существует ли система поощрений и наказаний?
  • Налажено ли взаимодействие между различными отделами, сотрудниками и руководством?
  • Грамотно ли ведётся кадровая политика?
  • Насколько хорошо планируется деятельность организации?

Проходит оценка в форме самооценивания, оценивания со стороны вышестоящего руководства, работодателей или детей и их родителей.

Критерии оценки качества управления ПОО

К примеру, если речь идёт об оценке управления персоналом, следует задаться вопросом, на чём основывается назначение сотрудника на ту или иную должность? Учитываются ли при этом его образование и опыт? Всё это должно быть отражено в должностных инструкциях с учётом профстандартов.

Оценка качества образовательного процесса в ПОО

Предполагается оценка как результатов, так и самого процесса обучения. Например, в рамках оценки технологии образовательного процесса проверяется использование современных методов обучения и их эффективность. При оценке результатов обучения анализируются продемонстрированные достижения обучающихся, выраженные в компетенциях.

«Продемонстрированные» означает, что результаты обучения студентов должны быть подтверждены неким свидетельством. Это могут быть материальные объекты, созданные обучающимися, деятельность студентов под присмотром оценщика, результаты выполнения заданий, в том числе проектов и кейс-стади. Главное, чтобы свидетельства были достоверны и говорили сами за себя.

Эксперт добавила, что оценка результатов обучения не должна носить некий карательный характер. Наоборот, она должна стимулировать студентов к самосовершенствованию, мотивировать на успех.

Оценка качества условий деятельности ПОО

Сводится к анализу организационной структуры образовательного учреждения и функционирования отделов по следующим параметрам:

  • уровень материально-технического обеспечения;
  • выполнение санитарно-гигиенических требований;
  • качество деятельности преподавателей;
  • активность органов управления;
  • уровень учебно-методического обеспечения;
  • качество внутренней и внешней оценки.

Модель внутренней системы оценки опирается на представленные показатели. Для каждой образовательной организации они разные, потому ВСОКО не регламентируется на федеральном уровне и остается индивидуальной, самостоятельной единицей.

Оценка выступает как инструмент контроля качества, который, в свою очередь, является важным элементом обеспечения качества образования. 

Как привести работу в вашем учреждении СПО в соответствие с современными требованиями, вы узнаете на Международной конференции «Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Как управлять хаосом?

    Как управлять хаосом?

    Образование

    Дата проведения: 11 февраля - 1 марта 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей учреждений всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях