Система профессиональных квалификаций в СПО

Министерство труда РФ в 2016 году разработало систему профессиональных квалификаций в СПО, затем на её основе создали справочник актуальных профессий. Какие профессии входят в перечень квалификаций, как по ним будет вестись обучение студентов и переподготовка специалистов, вы узнаете из статьи. 

Что такое профессиональные квалификации и когда их ввели 

Появление справочника от Минтруда поможет как работодателям, так и абитуриентам и студентам. Первые будут знать, какие специалисты им нужны, каким требованиям они должны отвечать, и какая у них должна быть квалификация. Поступающим и обучающимся этот справочник поможет определиться с выбором, а также узнать, как будут оценивать полученные ими знания и практические навыки. 

В настоящее время в справочник входят порядка 1600 профессий, среди которых

  • дефектовщик авиационной техники;
  • конструктор в автомобилестроении;
  • плотник;
  • программист;
  • и т.д. и т.п. 

Образование по новому стандарту и демонстрационный экзамен 

Новый ФГОС СПО ориентирован на международный стандарт. В образовательную программу добавили больше практики, чтобы после выпуска молодые специалисты могли сдать квалификационный экзамен без проблем.

Отрабатывать профессиональные навыки студенты будут непосредственно на рабочем месте. Предприятия будут передавать в учреждения СПО информацию о том, специалисты каких профилей им нужны и в каком количестве. В свою очередь колледжи и другие образовательные учреждения обязуются направлять к ним своих студентов на практику с последующим трудоустройством.

Также изменится форма итоговой аттестации. Выпускники будут сдавать демонстрационный экзамен по международному стандарту WorldSkills Россия. Студенту смоделируют производственные условия в соответствии со специальностью, и он должен максимально показать полученные знания и профессиональные навыки. Например, администратору базы данных на экзамене придётся запустить базу, а также устранить факторы, которые мешают это сделать.

От того насколько успешно студент выполнил задания на демонстрационном экзамене, зависит, получит ли он документ о профессиональной компетенции. 

Если выпускник сдал экзамен, то он может:

  • подтвердить профессиональную квалификацию по международному стандарту WorldSkills без дополнительных испытаний;
  • подтвердить квалификацию по отдельным профессиональным модулям и получить предложения о работе от различных предприятий;
  • получить паспорт компетенций (Skills Passport). Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие это документ, вносятся в базу данных молодых профессионалов. Доступ к ней предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для поиска и подбора персонала.

Как будут оценивать профессиональную квалификацию? 

3 июля 2016 года приняли закон №283-ФЗ «О независимой оценке квалификации», в котором описаны критерии оценки профессиональных навыков. Согласно закону, создано национальное агентство развития классификаций. Это некоммерческая организация, её учредителями являются объединения профсоюзов, работодателей.

Независимая оценка квалификации будет проводиться в форме экзамена Центром оценки квалификации. В настоящее время подразделения центра находятся в 31 городе, среди них Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Кемерово, Ставрополь и другие.

Для того чтобы сдать экзамен на квалификацию, необходимо подать письменное заявление в одно из отделений центра, приложив копию паспорта и диплом об образовании. Экзамен платный, его оплачивает либо выпускник, либо работодатель. В течение 30 дней после сдачи экзамена выдаётся свидетельство о квалификации с результатами, его результаты можно обжаловать в течение 30 дней. 

ФГОС СПО-4 Топ-50 

Приказом № 831 от 02.11.2015 года Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило список из 50 профессий, наиболее востребованных на рынке труда. В этот перечень попали как и традиционные профессии, например, автомеханик, сварщик, слесарь, так и навеянные развитием компьютерных технологий: сетевой и системный администратор, оператор беспилотных летательных аппаратов, техник по обслуживанию роботизированного производства.

Разработку программ по ФГОС ТОП-50 завершили в I квартале 2017 года. Каждой специальности присвоен уникальный код. Первые 2 цифры в коде специальности означают порядковый номер укрупнённой группы, вторые 2 цифры – порядковый номер перечня профессий или специальностей, последние цифры – порядковый номер профессии или специальности.

Для того чтобы учреждение СПО могло обучать студентов по одной из этих профессий, должна быть аккредитация. То есть, колледж подает документы на аккредитацию на те профессии и специальности, которые относятся к укрупнённой группе профессий, специальностей (УГПС).

Если у учреждения есть соответствующее разрешение, то повторно обращаться за ним не нужно. При плановой проверке могут проверить образовательную программу на соответствие ФГОС по ТОП-50. 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА 

Алла Аркадьевна Факторович, заместитель руководителя Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики МПГУ:

 

– Анализ показывает, что есть три варианта получения квалификации, которые можно расположить по степени возрастания независимости:

  1. Итоговая аттестация по образовательной программе (в образовательной организации, её реализовавшей).
  2. Итоговая аттестация по образовательной программе (в специальных независимых центрах).
  3. Профессиональный экзамен по завершении образовательной программы (как допуск к профессиональной деятельности).

В РФ используется первая модель. Та образовательная организация, которая реализует образовательный процесс, сама проводит итоговую аттестацию с привлечением внешних экспертов. Обычно эти внешние эксперты не оказывают какого-либо серьёзного влияния на результаты итоговой аттестации. Если говорить о промежуточных аттестациях, то они проводятся непосредственно внутри программы при минимальном участии кого-нибудь из внешних экспертов. Однако в некоторых регионах РФ используется вторая модель, когда итоговая и промежуточная аттестация имеют независимый характер и проводятся в независимых центрах. Третья модель сейчас внедряется для образовательных программ, ведущих получение медицинской квалификации. В 2016 году при изменении законодательства в медицинской отрасли было принято решение, что получение диплома о медицинском образовании ещё не является основанием и допуском к осуществлению самостоятельной медицинской деятельности. Для того чтобы выйти на рынок труда, выпускники образовательных программ должны пройти первичную аккредитацию, то есть независимо подтвердить свою квалификацию, свою готовность к профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что определённый опыт использования более независимых моделей оценки результатов выпускников в РФ в отдельных отраслях внедряется, основной продолжает оставаться первая модель. 

О нововведениях в сфере СПО, а в частности о том, как правильно вести документацию в учреждении СПО, вы сможете узнать на вебинаре «Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования».

Присоединяйтесь!

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Как управлять хаосом?

    Как управлять хаосом?

    Образование

    Дата проведения: 11 февраля - 1 марта 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей учреждений всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях