Система зачётных единиц

Зачем нам нужны зачётные единицы?

Зачётные единицы – это своеобразная единая «валюта» в СПО, которая помогает оценивать количество усвоенного материала и общий уровень знаний будущего работника. Система зачётных единиц призвана унифицировать образование, привести российское образование в соответствие с европейскими нормами, а также сделать одинаковой ценность диплома любого учреждения СПО на всей территории нашей страны. Выпускник сможет переехать в любой город и быть уверенным, что его диплом будет насколько же актуален, как и в городе, где он учился. В этой системе делается акцент на результаты обучения.

– То, что эта система имеет своё будущее – это без сомнения, – прокомментировала эксперт Тамара Алексеевна Голубева. – Закон диктует, что именно зачётные единицы должны быть мерилом качества в системе СПО.

30 октября – 1 ноября 2018 года в Москве состоялась Международная практическая конференция «Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования», посвященная этой теме. 55 руководителей учреждений СПО и их заместителей из разных регионов России приехали, чтобы обсудить один из самых актуальных вопросов сферы. Мероприятие стало логичным продолжением предыдущего, но в то же время здесь было интересно и тем, кто не был на прошлом.

На летней конференции в Сочи участники рассмотрели следующие вопросы:

  • отсутствие соответствия между запросом от предприятий, запросом от экономики (какими должны быть рабочие специалисты) и фактической ситуацией (какими специалисты выпускаются, с какими компетенциями, знаниями и умениями);
  • переход с ФГОС 3++ на ФГОС 4. ФГОС нового поколения являются продолжением предыдущих, но также вносят некоторые изменения и новые требования, которые нужно учитывать при составлении программ и вообще построении учебного процесса в современном колледже;
  • моделирование идеального современного колледжа с показателями, к которым нужно стремиться, с учетом требований ФГОС и Профстандарта.

А мероприятие в Москве призвано решить выявленные проблемы в колледже в ходе прошлого мероприятия, повысить качество образования, сделать программы обучения личностно-ориентированными,  реализовать требования ФГОС, наладить взаимодействие с потенциальными компаниями-работодатели и в целом вывести свой колледж на новый уровень.

Система зачётных единиц в СПО меняет весь процесс образования в колледже и техникуме, в том числе процесс составления программы. Студент получает не просто оценку по пятибалльной шкале, а количество баллов, которое он заработал за определённый промежуток времени. Обучающемуся ставят не оценку – ему присваивают определённую квалификацию. Результат обучения записывается языком системы зачётных единиц, которая понятна для работодателя.

Цели СПО согласно законодательству РФ

Внедрение системы зачётных единиц не прописано как обязательное требование в законодательстве. Однако это даст преимущества учреждениям перед коллегами:

  • большая привлекательность для абитуриентов, так как диплом приближен к европейским стандартам;
  • возможность наладить диалог сферы образования со сферой труда и развивать взаимодействие с будущими работодателями.

Введение системы зачётных единиц в СПО отвечает требованиям Майского указа Президента РФ этого года. В них прописано, что необходимо обеспечить конкурентоспособность нашего образования, чтобы РФ смогла войти в десятку ведущих стран мира по качеству образования; модернизировать СПО; сформировать систему постоянного образования для работающих россиян.

«Концепция модернизации российского образования» (до 2020 года) прописывает конкретно для СПО следующие цели:

  • подготовка квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда работника;
  • подготовка работника, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Все эти требования необходимо выполнить учреждениям профессионального образования. Несмотря на то, что система профессионального образования в России сейчас развивается, растёт число желающих получить образование, существует масса проблем, которые необходимо решить. Все они, так или иначе, пересекаются с главной проблемой – качество обучения.

Как прошло мероприятие?

Основные тенденции развития СПО направлены на индивидуализацию обучения. К 2030 году более 50% профессий будут автоматизированы, появятся новые профессии.

В первой половине первого дня участники рассказали о своих ожиданиях от конференции по теме системы зачётных единиц в СПО.

– Система зачётных единиц очень нужна. Мы считаем, что эта система ответит на вопросы: Чему учить? Как учить? Сколько учить? У нас сейчас больше вопросов, чем ответов.

– Эта система нам нужна для получения конкурентоспособного обучающегося.

– Хотелось бы узнать, каким образом будут сокращаться сроки в рамках зачётных единиц, если нам даётся определённое количество часов для занятий.

Самая многочисленная делегация на мероприятии – участники из Республики Казахстан. 30 руководителей учреждений СПО приехали за знаниями. В соседнем государстве систему зачетных единиц уже начали внедрять. Как выяснилось, участники из Казахстана в этом вопросе впереди большинства российских коллег:

– Сейчас Казахстан соответствует национальной рамке квалификации, на основе её разработаны программы. Тема для нас – очень актуальна. У нас задача – через общение со своими коллегами из России узнать, как перезачитывать результаты обучения внутри квалификации. Для нас важно понять, каков механизм перезачёта.

Эксперт Тамара Голубева провела лекции, которые перетекли в полемику между участниками, работающими по разным ФГОС. Камнем преткновения, к примеру, стали часы в учебных планах, которые рас считываются по-разному.

Один учебный год состоит из 60 зачётных единиц, в соответствии с требованиями ECVET. Соответственно, если мы реализуем программу в течение двух лет, то она должна «стоить» 120 зачётных единиц. 1 зачётная единица равна 36 часов.

Во второй и третий день Международной практической конференции в Москве руководители учреждений СПО разделились на группы, выбрали профстандарт и ФГОС, в соответствии с которыми построили функциональную карту для определённой профессии и разработать спецификации.

Отзывы участников

– Уважаемые коллеги, я рада, что нахожусь здесь, благодарна россиянам, в первую очередь организаторам. Я поняла, что как бы нас 25 лет не разъединяли, у нас одни и те же проблемы. Мы обменялись контактами, мы пообщались – это всё ценно. Первыми, кто начал системы ECVET, были финны, и они говорят, что у них до сих пор есть вопросы. Спасибо большое, Тамара Алексеевна, Вам, Вы пропустили материал через себя и передали нам, мы очень хотим сотрудничать.

– Хочу присоединиться к словам благодарности за мероприятие. Полезен очень опыт коллег из Казахстана. Не на все вопросы мы нашли ответы, появилось много новых вопросов. Получили стимул для самообразования по данной теме.

– Тамара Алексеевна, Вы очень большой удар на себя взяли, было очень много непонятных вопросов. Сегодня мы все вместе, общаемся, обменялись телефонами. Этот семинар показал, как много проблем в СПО. Семинар нам дал импульс для новых шагов в нашей системе. У нас присутствуют здесь представители министерства образования, которые донесут информацию. В Казахстане эта информация не умрёт, найдёт свой отклик. Мы дадим ей жизнь.

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Как управлять хаосом?

    Как управлять хаосом?

    Образование

    Дата проведения: 11 февраля - 1 марта 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей учреждений всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях