Телемедицина сегодня: законодательные аспекты

Закон о телемедицине

В июле 2017 года Госдума приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения». Закон вступит в силу с 1 января 2018 года, а отдельные его положения – с 1 января 2019 года.

Закон позволяет оказывать медицинскую помощь на расстоянии и выписывать электронные рецепты на лекарственные средства, в том числе, содержащие наркотические вещества.

Этот закон уже принят, поэтому нет смысла его критиковать, а стоит проанализировать, какие шаги нужно предпринять для взаимодействия с ним.

Чтобы помочь главврачам сориентироваться в законодательных положениях «Академия профессионального развития» провела в октябре вебинар «Возможности телемедицины в современном здравоохранении», который посетили более 40 медработников из разных городов России.

Вебинар провёл Борис Валентинович Зингерман, заведующий отделом IТ Гематологического научного центра Минздрава России, член Экспертного совета по ИКТ Минздрава РФ, руководитель рабочей группы «Электронная медицинская карта» Экспертного совета.

Зингерман считает, что информатизация медицины – это ключевое направление модернизации здравоохранения.

Получение электронных копий медицинских документов решает многие проблемы. Если в медорганизации есть медицинская информационная система, то автоматическая выдача электронных копий из неё (по единожды заявленному пожеланию пациента) не будет представлять особенной трудности, – пишет на своей странице в Facebook Борис Зингерман.

Борис Зингерман рассказал об истории телемедицины, коснулся вопросов законодательного регулирования «электронного здравоохранения», рассмотрел проблемы использования телемедицинских технологий и дал характеристику сегментам «врач – врач» и «врач – пациент».

4 аспекта информатизации здравоохранения

  1. Электронный документооборот.

Закон устанавливает правила электронного документооборота во взаимодействии с пациентами, но эти процессы нуждаются в более детальном регулировании подзаконными актами, которые предстоит разработать или дополнить.

  1. Электронные рецепты.

Электронные рецепты важны для телемедицины. Можно сколько угодно рассуждать о «дистанционном лечении», но если нет полномочий выписать электронный рецепт, то лечение на расстоянии будет только абстрактной возможностью.

  1. Телемедицина.

Этот раздел претерпел изменения между первым и вторым чтением в Госдуме. Если к первому чтению телемедицина представлялась как технология оказания медуслуг и была лишь рамочно определена в законопроекте, то во втором чтении появились законодательные ограничения.

Телемедицинские технологии информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента».

В этом определении конкретно обозначаются участники телемедицины и разновидности телемедицинских операций: консилиум, консультации и дистанционное медицинское наблюдение за состоянием здоровья.

  1. Единая государственная информационная система в здравоохранении (ЕГИСЗ).

Документ законодательно закрепляет место ЕГИСЗ в сфере здравоохранения. Также в законе встречается термин «иные информационные системы», что говорит о легализации независимых систем. Это крайне важно для «облачных» сервисов, которых становится всё больше.

Закон запрещает ставить диагноз без очной консультации. Также в законе говорится, что медпомощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.

Росстандарт уже утвердил ГОСТ по телемедицине, проект приказа о порядке оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий находится на обсуждении. Профессиональному сообществу необходимо присоединиться к подготовке правил дистанционного взаимодействия с пациентом. Документ должен вступить в силу 1 января 2018 года.

Телемедицина разделяется на два направления: «врач – врач» и «пациент – врач». Эти направления принципиально важно разделить, так как они предполагают разное организационное и нормативное регулирование.

Телемедицина: врач – врач

Варианты взаимодействия:

  • консультирование медработника, оказывающего медпомощь пациенту, другим территориально удалённым медработником;
  • проведение консилиумов, в которых участвуют территориально удалённые медработники;
  • подготовка заключений на основе диагностических исследований, выполненных в территориально удалённых медицинских организациях, по результатам МРТ, рентгенографии, компьютерной томографии, ЭКГ и других исследований, допускающих разделение этапов записи и последующей интерпретации записанных результатов. 

Телемедицина: врач – пациент 

Борис Зингерман отмечает, что до и после визита к врачу (а иногда и вместо) человек оказывается в руках «доктора Гугла».

По опросу Рамблера 2010 года, 37 % пользователей всегда проверяют рекомендации врачей в интернете и ещё 33 % если рекомендации врача вызывают сомнения.

Зингерман приводит цитату академика А.И. Воробьева:

– Несопоставимо с прошлым выросла грамотность пациента, скорость его доступа к информации, связи с любым человеком в мире! Система САМОЛЕЧЕНИЯ превратилась в гигантскую действующую отрасль! Нужно понять, что здравоохранение рассечено на две части: «я лечу себя сам» – и – «я обращаюсь к врачу». А между ними зияет пропасть, заполненная шарлатанами.

– Вот эту «шарлатанскую пропасть» необходимо заполнить телемедициной «пациент – врач», – утверждает Зингерман.

Варианты взаимодействия:

  • до визита к врачу;

 

  • после визита к врачу;

  • вместо визита к врачу.

Обеспечить такие консультации могут помочь интернет-сервис и мессенджеры, в том числе специально разработанные для медицинских целей.

Проблемы дистанционного взаимодействия пациента с врачом

Телемедицина сегмента «врач – врач» не вызывает психологического противодействия – в конце концов, консилиумы существовали всегда, а как врач участвует в консилиуме (по телефону, видеоконференцсвязи или отсрочено по почте) – не так принципиально.

Дистанционное общение пациента с врачом, напротив, пока вызывает именно психологические проблемы. Причиной тому – множество проблем и предубеждений, которые препятствуют развитию телемедицинских технологий.

Три ключевые проблемы сформулированы в аналитическом отчёте компании Frost&Sullivan о развитии телемедицины в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как говорит Борис Зингерман, в этом регионе находятся «монстры телемедицины»: Сингапур, Гонгконг, Тайвань и Южная Корея, но даже в этих странах есть трудности в организации телемедицины.

  1. Отсутствие желания сотрудничать у врачей.
  2. Недружелюбная регуляторная среда – законодательство.
  3. Отсутствие ясности в вопросах оплаты таких услуг.

Комментарий эксперта:

Врач сегодня без всякой телемедицины целый день работает. Он и так целый день оказывает очные медицинские услуги без всякой телемедицины. Вопрос в том, как эти телемедицинские услуги встроить в его повседневный рабочий день, как выделить под них время, как это время будет регламентироваться, какими правилами? Это очень сложные вопросы, без решения которых телемедицина дальше развиваться будет, ну скажем так, очень медленно.

Главное для продвижения телемедицины – понять, как вписать дистанционное взаимодействие с пациентами в рабочий день врача (и так полностью загруженный) и как оплатить эту работу.

Если будет решён вопрос с оплатой дистанционных взаимодействий пациента с врачом, то и две остальные ключевые проблемы будут решаться быстрее и легче. При осмысленной оплате другие проблемы не выглядят непреодолимыми.

Развитие телемедицины в России нуждается в объёмной нормативно-правовой базе. На сегодняшний день принят закон о телемедицине и ГОСТ по телемедицине, порядок оказания дистанционной медицинской помощи находится на стадии общественного обсуждения. Но многие нормативные акты ещё предстоит разработать или детализировать, так как существующее законодательство не раскрывает все аспекты практической работы с телемедицинскими технологиями.

Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Бережливое производство в медицинских организациях

    Бережливое производство в медицинских организациях

    Здравоохранение

    Дата проведения: 15 - 18 мая 2018 года

    Формат: Цикл вебинаров, программа повышения квалификации

    Для главных врачей, руководителей медицинских организаций, руководителей отделов и отделений медучреждений

    Подробнее
    Технологии межфункционального взаимодействия в работе руководителя

    Технологии межфункционального взаимодействия в работе руководителя

    Здравоохранение

    Дата проведения: 18 - 20 июля 2018 года

    Формат: Тренинг для руководителей 18-20 июля 2018 года

    Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей отделов и подразделений организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях