Управляя качеством

На Итоговом конгрессе обсудили менеджмент качества

130 главных врачей и их заместителей собрались в самой западной точке России 21–24 ноября. Калининград встретил медработников сильным дождём, но уже на следующий день погода наладилась.

Многие из участников уже были на наших мероприятиях в Сочи, Казани, Москве. Некоторые из них с «Академией профессионального развития» – с самых первых семинаров.

– Постоянных участников становится всё больше, – рассказала заместитель генерального директора по организационно-методической работе «Академии профессионального развития» Татьяна Корнеева. – Знаем их в лицо, знаем о проблемах в учреждениях, которыми они руководят, и о том, как они смогли усовершенствовать медорганизации после наших мероприятий.

Где проходил конгресс?

Необычную площадку для мероприятия подсказали сами участники. В своих анкетах они на протяжении года указывали, что хотят именно в Калининград, потому что город необычный, с интересной историей. Привлекательно само расположение – в центре Европы.

Калининград изначально был частью Германии и назывался Кёнигсберг. После Великой Отечественной войны город отошёл СССР. Оставшиеся немцы переехали в Германию, и в Кёнигсберг начали зазывать людей со всего Союза. В середине ХХ века сюда никто не хотел ехать, сейчас земля здесь – лакомый кусочек. Местные подростки ездят учиться в Чехию и Германию, до Польши – 40 километров, до Берлина – чуть больше 600 километров.

Калининград сохранил часть архитектуры старого Кёнигсберга. В 50-е годы ХХ века довоенные немецкие дома приходили в запустение, а теперь они снова вошли в моду. Черепица тех лет отлично служит и сейчас, а отреставрированные фасады смотрятся очень привлекательно. Участники конгресса могли каждый день наблюдать эти уникальные постройки из окна своего номера в роскошном отеле в центре города.

Лекционная и практическая часть

Три эксперта – три дня обучения. Участники рассмотрели тему с совершенно разных углов. В первый день о СМК рассказал эксперт, который проводит аудит медучреждений, а во второй день – эксперт-практик, внедривший систему в учреждении. В третий день руководители медучреждений практиковались в разработке стандартных операционных процедур и прорабатывали план внедрения СМК в учреждении.

Введение в систему менеджмента качества

В первый день конгресса о внедрении СМК участникам рассказал начальник отдела мониторинга и управления системами менеджмента качества ГБУ «НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы» Артём Владимирович Эмануэль. Введение в менеджмент качества он начал с байки:

– Сижу в кабинете начмеда одного учреждения несколько недель назад, на улице – гололёд. Смотрю в окно, там бабушка идёт по гололёду на костылях. Спрашиваю: «А что, у вас нечем посыпать, песка нет?» Отвечают: «Песок есть, у нас главного врача на месте нет». Система менеджмента качества нужна, чтобы в таких вопросах главный врач был бы не нужен.

Цель всех стандартов управления качеством, по мнению эксперта, – настроить организацию, как музыкальный инструмент.

– Пока мы не создадим определённую среду в организации, у нас ничего не получится, – считает Эмануэль. – Система не будет работать.

Система менеджмента качества – это стандартизация. Она нужна, чтобы одну и ту же работу разные люди делали одинаково. Важная составляющая здесь – стандартные операционные процедуры. Именно в них описывается, что конкретно должен делать работник при выполнении определенного задания.

Эксперт Артём Эмануэль пошутил, что самые хорошие СОП (стандартные операционные процедуры) – это рецепт приготовления борща.

– Если две девушки будут обмениваться рецептом, им достаточно будет клочка бумаги, а если рецепт будут диктовать мужчине, то нужно будет начинать с поиска чистой посуды, – рассказал эксперт.

Внедрение менеджмента качества

Руководитель научно-исследовательского отдела ЧОУ ДПО «Академия медицинского образования имени Ф.И. Иноземцева», преподаватель Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Олег Вильевич Куликов во второй день мероприятия рассказал участникам, что наблюдает за тем, как продвигается внедрение стандартов менеджмента качества в разных регионах страны.

– Езжу по разным регионам, вижу, как отличается система здравоохранения, – прокомментировал эксперт. – Есть небогатые регионы, которые внедряют эту систему Росздравнадзора весьма успешно.

– Чтобы обеспечить качество медицинской помощи, нужно обеспечить качество трех компонентов – качество структуры (оборудования, расходных материалов), качество технологий (процессов) и качество результатов, – считает Куликов.

В ЛПУ обязательно должен быть уполномоченный по качеству. Он может заниматься только этой работой или совмещать её с другой деятельностью. Уполномоченный по качеству должен отвечать не только за медицинские процессы, но и за обеспечение ресурсами.

Обмен опытом с коллегами

Наши мероприятия – площадка для расширения деловых контактов. Главные врачи знакомятся с коллегами из других регионов, а потом приезжают к ним в медучреждения на профессиональную экскурсию. Во второй день мероприятия несколько участников конгресса побывали в одном из учреждений Калининграда, где реализуется программа «Бережливая поликлиника».

Не только эксперты могут поделиться своим опытом, участникам тоже есть, что рассказать. Наша постоянная участница – главный врач «Одинцовской центральной районной больницы», кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог высшей категории Ольга Александровна Мисюкевич выступила с докладом на тему «Финансово-экономический кризис в здравоохранении или неэффективный управленческий ресурс на местах? Антикризисные мероприятия. Умная социальная политика. Система ОМС, как инструмент в решении вопросов кредиторской задолженности».

Ольга Александровна на примере больницы, которой руководит, рассказала о причинах кризиса в учреждении в 2016 году и выходе из кризиса. Такой формат обмена опытом на нашем мероприятии использовался впервые.

Главные врачи остались в восторге. Они долго не хотели отпускать Ольгу Александровну, задавали ей вопросы, делились собственным мнением. Сразу видно, проблемы в разных регионах – схожие.

Практическая работа над СМК

В заключительный день перед руководителями медучреждений выступила доктор экономических наук, профессор, член Экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике в здравоохранении, начальник ЧУЗ «Медико-санитарная часть» ООО «Газпром добыча Астрахань» Ирина Ефимовна Рыбальченко:

– Мы были в числе первых пяти организаций, которые начали заниматься внедрением системы менеджмента качества. Даже, если в организациях не хватает средств, можно начинать внедрять СМК своими силами. Результаты превзошли все ожидания. Данная система является добровольной сертификацией. Сейчас у нас есть уникальный шанс повлиять на шлифовку этой системы.

Сначала Ирина Ефимовна разделила на группы участников и дала задание составить простейшие стандартные операционные процедуры. Участники совместно должны были описать «Внутривенное введение лекарственных средств», «Гигиену рук медицинского персонала», «Измерение артериального давления».

Затем группы защищали свои проекты СОП. Один из членов группы зачитывал получившийся СОП, рассказывал, какие сложности возникали у группы, а коллеги из зала задавали вопросы.

Далее участники в своих группах набросали проблемы, с которыми они могут столкнуться в своих организациях при внедрении СМК, и пути их решения.  Докладчик от каждой группы доносил до коллег то, что получилось. Среди проблем главврачи выделили: сопротивление персонала, недостаток времени, недостаток квалификации персонала в области СМК и другие.

Экскурсия

В третий день участники международного конгресса ближе познакомились с Калининградом. Они посмотрели достопримечательности города, посетили Музей янтаря и послушали органный концерт в Кафедральном соборе.

– Как будто за границей побывала, – рассказала о своих эмоциях одна из участниц.

На территории региона добывают 90 % мировых запасов этого камня. Магазины янтаря здесь повсюду. Самые ценные камни и изделия хранятся в Музее янтаря. Скрипки, иконы, посохи, бусы – что только не делали из этого полудрагоценного камня! Здесь же находится самый большой камень в России, который весит более четырёх килограммов. Жемчужина коллекции – копии фрагментов всемирно известной Янтарной комнаты.

Участники прослушали концерт органной музыки в Кафедральном соборе Калининграда. Музыка Баха, Бетховена и Чайковского звучала из восьми тысяч труб размером от 11 миллиметров до 10 метров. Многие из медработников слышали орган вживую впервые.

Итоги

В последний день Итогового международного конгресса кроме привычных дипломов участники конгресса получили удостоверения о повышении квалификации государственного образца.

Заключительное мероприятие 2017 года успешно завершено. В 2018 году главных врачей и всех медработников на наших мероприятиях ожидают еще более острые темы. До встречи в Казани!

Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Методы оценки квалификации работников здравоохранения: аттестация, аккредитация, независимая оценка квалификации

    Методы оценки квалификации работников здравоохранения: аттестация, аккредитация, независимая оценка квалификации

    Здравоохранение

    Дата проведения: 22 июня 2018 года

    Формат: вебинар

    Для руководителей медицинских учреждений, специалистов органов управления здравоохранением и специалистов кадровой службы

    Подробнее
    Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением

    Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением

    Здравоохранение

    Дата проведения: 14 - 17 августа 2018 года

    Формат: II Международный интерактивный симпозиум

    Для главных врачей, их заместителей, руководителей отделов и подразделений

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях