Как ЛПУ вернуть репутацию после жалобы пациента

Репутация ЛПУ очень сильно страдает из-за жалоб пациентов на врачей. Часто необоснованных. Подобную историю рассказала одна из участниц наших мероприятий.

– Столкнулись с такой проблемой: пациент написал жалобу. Росздравнадзор проверку устроил, все обвинения были ложные, но осадок остался. Город маленький, пациентов терять не хочется, хотим восстановить репутацию. Как это сделать?

Почему жалобы пациентов на врачей выходят за стены клиники?

Пациенты изначально пишут внутренние жалобы на врачей, адресованные руководству клиники. Есть, конечно, редкие случаи, когда обиженный пациент сразу идёт в Росздравнадзор или в прокуратуру. В основном, люди хотят найти понимание внутри медучреждения.

Причины, по которым пациенты пишут жалобы на врачей в контролирующие органы или обращаются в СМИ:

  • жалобу пациента не принимают в клинике (это незаконно, но такие случаи имеют место быть);
  • руководство клиники не отвечает на жалобу пациента;
  • персонал клиники не исправляет недостатки, на которые указал человек в своём заявлении.

Обоснованная это жалоба или беспричинная, помните: проще разобраться с ней внутри медучреждения, чем потом беседовать с контролирующими органами.

Немного юридической терминологии…

Существуют следующие виды умаления чести и достоинства медработников:

  • клевета;
  • оскорбление;
  • другие неправомерные действия, вплоть до побоев.

Необоснованные жалобы относятся к понятию «клевета». В ч.1. ст. 128 УК РФ прописано, что под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Клевету могут распространять несколькими путями:

  • Статья в газете, журнале или на сайте в интернете. В последние годы очень популярны форумы, где публикуются отзывы о клиниках. Много потенциальные пациенты, выбирая ЛПУ, руководствуются тем, что о клинике пишут.
  • Публичные выступления, одиночные пикеты.
  • Заявление контролирующим органам.

Алгоритм защиты врача

Медицинские работники сегодня не имеют особого статуса. Но их, как и всех граждан страны, защищает Конституция РФ и Гражданский кодекс. Ст. 21 Конституции закрепляет за гражданином право на охрану достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления. Достоинство личности – это нематериальные блага (согласно ст. 150 ГК РФ), а точнее – репутация, честь, доброе имя.

Если поступила клеветническая желоба пациента на врача или медучреждение, необходимо.

  1. Найти доказательства и свидетелей распространения клеветы.

Доказательная база очень важна в подобных делах. Сюда могут относиться – статьи в газетах, видеозаписи, копия заявления недовольного пациента. Контролирующие органы и суд обязательно обратят внимание на медицинскую документацию. Поэтому необходимо всегда вести документы аккуратно и писать максимально понятным почерком. За неразборчивое написание доктора могут оштрафовать. Еще одно важное доказательство – показания свидетелей. Лучше, если наблюдал беседу врача с пациентом другой пациент, показания медработников принимает не каждый судья. Часто их воспринимают как заинтересованных лиц

Среди неочевидных источников информации – диплом и научные работы доктора, а также мнение о нём авторитетны экспертов в области медицины.

  1. Написать заявление в полицию или прокуратуру. К заявлению приложить доказательства и максимально подробно рассказать о том, как всё было на самом деле. Рассматриваются такие заявления в течение 30 дней.
  2. Подать иск в суд. В иске указать всю ту же информацию, что и в заявлении в прокуратуру или полицию.

Возвращение репутации

Право на реабилитацию закреплено законодательно. В ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса РФ говорится, что гражданин имеет право требовать возмещения имущественного вреда и восстановления в должности. Если клеветническая информация была опубликована в СМИ, то оно должно дать опровержение в течение 30 суток после того, как решение суда вступит в силу.

Кто виноват?

В судебной практике есть множество примеров дел, где правы были пациенты. Но и огромное количество процессов с противоположным итогом, когда выигрывали медики.

В прошлом году суд в Новосибирске рассматривал иск местной областной больницы к известному на местном уровне паблику в соцсетях. Деловую репутацию медучреждения испортил пост в паблике, размещённый еще в декабре 2016 года. В ней говорилось о 15-летнем парне, который лежал в ожоговом отделении. У молодого человека якобы умерла мама, а отец его не навещал. Приходили к нему только активисты, потом в больницу их пускать перестали. В заметке также говорилось. Что о мальчике в больнице плохо заботились. В итоге это оказалось всего лишь уткой. Паблик теперь обязан опубликовать опровержение.

Есть примеры историй, где сами медработники вели себя неэтично. Увольнением закончился для заведующей отделением БСМП города Красноярска новогодний корпоратив. На мероприятии женщины отделения станцевали восточный танец в открытых нарядах. Это видео показали по местному телевидению. К тому же выяснилось, что вечеринка прошла в самом учреждении, хотя главврач запретил проводить корпоратив в ЛПУ. После зажигательного танца заведующая написала заявление «по собственному желанию», а остальные танцовщицы получили выговор.

Это безобидный пример по сравнению с тем, что случилось в реанимации областной больницы Сахалина. В интернет попали фото и аудиозаписи местной медсестры, которая позировала на фоне больных и рассказывала нелицеприятные подробности. Порочащие репутацию больницы. К примеру, она говорила, что кого хотят там, того и «вытаскивают». В итоге медсестру уволили по статье – за разглашение охраняемой законом тайны.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Кандидат юридических наук, доцент кафедры медицинского права Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, доцент, Генеральный директор «Национального института медицинского права» Юлия Владимировна Павлова:

– В п. 1 ст. 152 ГК РФ говорится, что гражданин имеет право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Это правило применимо и к защите деловой репутации юридического лица, то есть клиники (п. 7 ст. 152 ГК РФ).

Если у Вас есть доказательства того, что обвинения были ложные (в данном случае достаточными доказательствами считаются результаты проверки по жалобе), Вы имеете право подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в суд по месту нахождения медицинской организации в порядке, установленном гражданско-процессуальным кодексом РФ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» прописано, что под распространением сведений, порочащих честь и достоинство или деловую репутацию граждан и юрлиц нужно понимать размещение таких сведений в печати, трансляцию по радио, телевидению и других СМИ, распространение в интернете, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение хотя бы одному лицу, которого они не касаются. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы они не стали известны посторонним людям.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию, распространены в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же изданиях.

Суд, оценивая соответствие действительности, должен внимательно анализировать каждое значимое словосочетание, фразу с тем, чтобы сделать общий вывод о наличии и затем о возможности опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию.

Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Системный подход к управлению медицинской организацией

    Системный подход к управлению медицинской организацией

    Здравоохранение

    Дата проведения: 27 - 30 ноября 2018 года

    Формат: Международная научно-практическая конференция

    Для руководителей медицинских организаций

    Подробнее
    Медицинская организация: новый взгляд

    Медицинская организация: новый взгляд

    Здравоохранение

    Дата проведения: 23 - 26 апреля 2019 года

    Формат: III Международный научно-практический симпозиум

    Для руководителей медицинских организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях