Индивидуальный подход и физическая активность – залог здорового выпускника

Каждый пятый ребёнок приходит в 1 класс с заболеваниями нервной системы, нарушениями кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Ко 2 учебному году таких становится уже 40 %.

В Российской академии образования поясняли журналистам, что, по оценкам проверяющих, в каждой пятой школе используют неправильную мебель, которая портит осанку, в каждой 16-ой школе – неправильное освещение, в каждой третьей – проблема микроклимата.

Получается, что школа, которая должна воспитывать гармоничную личность, не лучшим образом влияет на здоровье. Об этом всерьез начали задумываться около десятилетия назад. Именно тогда появилось понятие «здоровьесберегающие технологии». Оно включает программы и методы, направленные на воспитание у учеников понятия о здоровье как о ценности, представлений о ЗОЖ и мотивации на правильный образ жизни.

Здоровьесберегающая система включает в себя:

  • условия обучения в школе;
  • рациональную организацию учебного процесса;
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
  • двигательный режим.

Многие педагоги до сих пор воспринимают здоровьесберегающие технологии, только как соблюдение требований СанПиНа, на самом деле это понятие гораздо шире.

О том, что входит в эту систему, беседовали на вебинаре – «Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии». Экспертом выступила педагог, тьютор, художник, дизайнер образовательного пространства, продюсер образовательных программ, семейный тьютор, преподаватель курса «Технологии жизненной навигации», разработчик профориентационных программ Марина Николаевна Хорольская. В мероприятии приняли участие около 20 руководителей образовательных организаций и педагогов из разных регионов страны.

В здоровьебережении есть 2 важных понятия:

  • Технологии – комплекс знаний, которые направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
  • Модель – это индивидуализированный способ конструирования основных компонентов определённого процесса и их взаимосвязей или системы, в нашем случае здоровьесберегающей педагогической системы.

В начале вебинара эксперт задала участникам вопрос:

– Я бы хотела узнать – какие технологии знаете Вы?.

В чат тут же начали поступать ответы:

  • модульное обучение;
  • педагогика сотрудничества;
  • личностно-ориентированные;
  • кейс-технологии.

Как оказалось, многие уже были знакомы с отдельными здоровьесберегающими технологиями и, возможно, уже пользовались ими в своей работе.

Какие бывают здоровьесберегающие технологии?

– Каждая школа должна иметь в штате медика, – прокомментировала эксперт. – Они делают большую работу в отношении поддержания здоровья школьников. Каждый ребёнок должен быть на индивидуальном наблюдении. Необходимо следить за его реабилитационно-соматическим состоянием – тело должно быть неразрывно с душой, с психологическим состоянием. Важен также медицинский контроль пищеблока с точки зрения ФГОС и витаминопрофилактика. Она может осуществляться разными способами – фито-бар, включение минералов и витаминов в питание. Я работала в частной школе в Подмосковье, там эта программа реализовывалась следующим образом: был у детей собственный огород. Они ухаживали за овощами, а потом повара из них готовили детям салаты – с зелёным луком, огурцами, помидорами, кабачками.

Поговорим о каждом типе технологий подробнее.

Медико-профилактические технологии (технологии профилактики заболеваний, углубленный медосмотр, коррекция возникающих функциональных отклонений и т.д.) подразумевают непосредственно заботу о физиологическом здоровье учеников.

Физкультурно-оздоровительные технологии (закаливание КГН, беседы по валеологии, спортивные праздники, развлечения и досуги, прогулки-походы, динамические паузы) направлены на спортивное развитие и привитие культурно-гигиенических навыков.

Технологии обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, серия игровых занятий «Азбука здоровья», самомассаж) – схожи с предыдущим пунктом, но включают больше теоретической части. К примеру, на занятиях «Азбука здоровья» ученикам напоминают, что руки нужно мыть с мылом, проветривать помещение. Также детей необходимо обучить самомассажу – точечному, пальчиковой гимнастике, растиранию ушей – это активизирует и добавляет энергии.

Коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения) помогают исправить физические недостатки, отклонения в поведении, вывести из стрессового состояния.

– Если в школе есть логопед – очень хорошо, он может скорректировать недостатки речи, - прокомментировала Марина Хорольская. – В рамках этих технологий можно применять музыкальное воздействие. Музыка влияет на психологическое состояние детей. В школе, где я работала, на переменах вместо звонка звучала классическая музыка, обычно Моцарт. Так как детки у нас были активные, ещё мы часто включали музыку для релаксации, чтобы немного их успокоить. Музыкальное сопровождение можно подобрать для любой задачи. Но есть противопоказания: судороги, отит, высокое давление. Одна из любимых многими технологий сказкотерапия подходит для детей с 4 лет. Ребёнок переносит своё психологическое состояние на сказку. Может реализовывать педагогические, воспитательные задачи. Арт-терапия сейчас очень популярна, так как 60% современных детей – визуалы. По тому, какой цвет выберет ребёнок, можно судить о его психологическом состоянии.

Социально-психологические технологии (тренинги, релаксация, музыкотерапия, психогимнастика, рисорография) призваны заботиться о душевном и умственном здоровье детей.

Образовательные технологии (технология уровневой дифференциации обучения, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), технология раскрепощённого развития, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества) помогают ребёнку ориентироваться в образовательном процессе и лучше усваивать результат.

– Для реализации этой технологии можно сделать разбивку на определённые группы – возраст, здоровье, пол, уровень способностей, – прокомментировала Марина Хорольская. – Интересная технология – смена динамических поз: во время урока ребёнок меняет 2 позиции – сидя и стоя.

Модели в здоровьесбережении

Модель 4 ступени

Эта модель даёт конкретные показатели своей эффективности, выраженные в цифрах.

– Мы реализовывали эту модель следующим образом: сначала нашли известных людей, которые ориентируются на ЗОЖ. Их фото и высказывания разместили по всей территории школы, как положительный пример, – рассказала эксперт. – Давали ученикам интересные задания, устраивали день доктора. Дети с доктором мерили давление, рост, вес. На каждого ребёнка в школе была медицинская карта. И он вёл как бы свой дневник здоровья. Основные проблемы, которые удалось выявить: лишний вес, ухудшение зрения, ухудшение осанки. Наш основной прорыв был с точки зрения лишнего веса. С течением времени мы заметили, что вес учеников нормализовался.

Модель базируется на том, что финансирование идёт извне. Есть несколько важных моментов, на которые следует ориентироваться при реализации этой модели:

  1. Мы не можем говорить о том, что хотим создать здровьесберегающую систему, если помещение не соответствует нормам.
  2. Раз в 3-6 месяцев необходимо мониторить состояние здоровья детей в ходе медосмотров.
  3. Необходимо распределение детей по группам здоровья – I, II и т.д.
  4. Нужно проводить аналитическую работу по планированию на будущее для выстраивания системы. К примеру, из аналитической работы можно понять, какие мероприятия более востребованы и положительно влияют на детей. 

Эту модель в обычной школе реализовать непросто, так как к каждому ребёнку здесь требуется индивидуальный подход. Для ребёнка можно составить годовую программу. К примеру, если ему тяжело просидеть 5 сложных уроков, то после 2-3 урока можно поставить занятие в секции или урок музыки. Для завуча трудно организовать индивидуальный рабочий процесс, так как должно быть большое количество кружков, секций. Ещё один момент, непривычный для учителей, получивших образование в СССР: позиция педагога наравне с учеников, отказ от авторитарной модели взаимодействия.

– Частая проблема школ при организации здоровьесберегающей среды – недостаток финансирования, – считает эксперт. – В этом случае, рекомендую вам вместо масштабных преображений делать проекты, игры, КВН, организовать то, что не требует больших затрат, например, клуб ораторского искусства.

Положительные зарубежные примеры:

На фото слева вверху зеленый диван в известной шведской школе Vittra.

– В Швеции дети за компьютером проводят больше времени, чем в России, – рассказала Марина Хорольская. – Учителя там разработали специальную мебель, чтобы, сидя с гаджетом, осанка у ребёнка не портилась. Важно перенести процесс обучения только из позиции класса, расширить пространство.

На фото справа – школа из Германии.

– Там разработали необычные кресла, ребёнок может быть в невесомости, можно менять положение, – прокомментировала эксперт. – Чтобы попасть в эту комнату, нужно пролезть через маленький люк.

На фото слева внизу – школа в США.

– Там детей посадили на большие надувные шары, – рассказала Марина Хорольская. – Они тоже в неустойчивом положение. Это очень здорово влияет на успеваемость учеников.

Вопросы от участников:

По ходу вебинара эксперт несколько раз акцентировала внимание на возможных вопросах от участников. Но информации было много, поэтому спросили Марину Хорольскую только один раз.

Лебедькова Юлия Ивановна: Подскажите, какие формы работы можно использовать на уровне города?

– В основном, это спортивные мероприятия – «Школа здоровья», «Город спорта», семейные марафоны. Можно провести проекты по ЗОЖ, где задействована вся школа, к примеру, «Ярмарка здорового питания», где нужно составить меню или снять видео.

О последних новостях сферы СПО, вы сможете узнать на Всероссийской практической конференции «Перспективные направления развития профессионального образования: новые формы и содержание».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Образование

    Дата проведения: 3 - 13 декабря 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях