Педагогическая нагрузка: только самое главное

На что нужно обратить внимание

Изучить приказ полностью можно на сайте Гарант. Ниже — самое главное.

  1. Учебная нагрузка педагогических работников должна быть закреплена в трудовом договоре.
  2. Приказ описывает, как её определить.

Важно! Речь идёт об астрономических часах. В некоторых случаях они учитывают перемены и динамические паузы.

  1. Объём определяется в начале учебного года и закрепляется локальным нормативным актом организации, при этом нужно учитывать мнение профсоюзной организации, если она есть.
  2. В текущем году руководитель не может уменьшить часы педагогической нагрузки учителю, если последний не согласен. Кроме случаев, когда:
  • снизилось общее число часов по учебным планам или графикам;
  • снизилось число учеников или классов.
  1. Любое корректирование объёма педагогической нагрузки, который утвержден в трудовом договоре, нужно согласовать с сотрудником. За исключением причин, указанных выше. В этом случае работодатель должен письменно предупредить учителя об изменениях не менее чем за 2 месяца.

Важно! Это распространяется и на педагогов, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком.

  1. Для штатных учителей нагрузка сохраняется в следующем учебном году. Также должна соблюдаться преемственность преподавания учебных предметов. Учителю выпускных классов даётся педагогическая нагрузка в тех классах, которые только начнут изучать преподаваемые им предметы.
  2. Верхнего лимита нагрузки для школьных педагогов нет, а для работников колледжей и техникумов есть. Например, 720 часов у преподавателей СПО и ОППО.
  3. Если не получается выделить учителю столько часов, сколько соответствует его ставке, зарплата гарантируется в полном объёме, если эти часы будут заполнены другой педагогической работой. Это актуально для преподавателей иностранных языков, музыки, физкультуры или ИЗО, которые работают в младших классах.

Вопросы, которые возникают у педагогов

При определении учебной нагрузки педагогических работников или её изменении часто возникают затруднения, решить которые самостоятельно не так просто. Ниже — примеры часто задаваемых вопросов и ответы на них.

Может ли работодатель увеличить нагрузку, если уволился педагог и необходимо распределить его часы?

Может, но только при двустороннем согласии.

Можно ли обосновать снижение педагогической нагрузки тем, что её часть выделена педагогу не по профилю? Например, если учитель биологии ведёт ещё и географию, а в учреждении появился новый учитель географии.

Нельзя, потому что это нарушение трудового законодательства.

Что делать в случае, если работодатель не сообщил сотруднику о снижении часов педагогической нагрузки заранее?

В этом случае педагог должен получать заработную плату два месяца по ставке, которая действовала на момент уведомления.

Может ли работодатель снизить нагрузку педагога, если в трудовом договоре, который составлялся до выхода приказа, её объём не был указан? Например, если увеличилось количество часов по учебному плану, и было принято решения взять ещё одного педагога и разделить общую нагрузку.

Да, это правомерно.

Что делать педагогу дополнительного образования со ставкой педагогической нагрузки 18 часов (3,5 в день), если директор требует находиться на рабочем месте весь день?

В этом случае руководитель неправ, он не может такого требовать. Остальное время, например, проверка тетрадей, заполнение классных журналов, проведение мероприятий, должно оплачиваться отдельно.

Больше об общении с подчинёнными, о том, почему возникают споры и какими должны быть отношения между педагогом и его начальником, вы узнаете из статьи «Взаимодействие руководителя и подчинённого».

Рабочее время педагога

Оно состоит из преподавания (педагогическая нагрузка) и другой части педагогической работы, в которую входят практическая подготовка учеников, индивидуальная работа с ними, творческая или исследовательская деятельность и т. д. Если первая часть регулируется законодательство, то что регулирует вторую? Ответ даёт портал Директория-онлайн.

  1. Подготовка к проведению занятий, создание рабочих программ — самостоятельно.
  2. Ведение журнала или дневников детей, работа с родителями — правилами внутреннего распорядка.
  3. Индивидуальная работа с детьми, участие в работе педсоветов — локальными нормативными актами.
  4. Проведение работы, которая так или иначе связана с образовательной деятельностью (классное руководство, проверка тетрадей и письменных работ, заведование учебными кабинетами) — трудовым договором.

Подробнее о ЛНА вы узнаете из статьи «Локально-нормативные акты образовательной организации: понятие, виды, перечень».

В реальности же выполнение должностных обязанностей педагогом не всегда чётко прописано в локальных актах, графиках и т. д. Часто это служит причиной для конфликтов между сотрудником и руководителем по поводу оплаты рабочего времени. Чтобы этого избежать, работодателю необходимо изучить нормативные акты, которые регламентируют учёт времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, и внести необходимые изменения и поправки. Только так он сможет избежать споров с сотрудниками.

Стресс в работе педагога

Повышение учебной нагрузки или споры с руководством по поводу её изменения — это дополнительный стресс в работе педагога, которого и так хватает. Исследование National Foundation for Educational Research выявило, что каждый пятый педагог находится в стрессовом состоянии ежедневно. Другой результат этого же исследования — у учителей нарушен баланс между работой и личной жизнью.

Педагог, который испытывает хронический стресс, чаще берёт больничный, из-за этого проводит меньше со своими учениками

Какие шаги предпринять, чтобы помочь педагогам в вашей образовательной организации?

  1. Руководитель может улучшить условия труда. В первую очередь — это психологическая поддержка. Учителю нужна конструктивная обратная связь, чтобы комфортно чувствовать себя в своей профессии.
  2. Продвижение доброжелательных взаимодействий между педагогом и учеником. Речь идёт о методах и мероприятиях, которые вознаграждают положительное поведение детей. Это помогает снизить стресс и предотвратить синдром эмоционального выгорания. Учитель тоже может поработать над улучшением общения с учениками. Первым шагом будет соблюдение баланса 5:1 при похвале и критике.
  3. Работа над умением выявлять стресс и бороться с ним. Самыми действенными способами являются физические упражнения и йога, потому что они активируют гормоны, которые снижают стресс, улучшают концентрацию и повышают настроение.

Совет Федерации тоже решил поддержать педагогов в борьбе со стрессом, снизив количество отчётности в их работе. На портале «Вместе-РФ» организован опрос, в котором учителей просят ответить на вопросы о том, какие отчёты они считают излишними, а какие — необходимыми.

— Благородный труд школьного учителя в прямом смысле определяет будущее страны, — считает Ирина Рукавишникова, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. — Необходимо создать для педагогов творческое пространство, свободное от ненужной бюрократической нагрузки.

Другой актуальный для руководителя общеобразовательного учреждения вопрос — переход на новые стандарты среднего общего образования, который запланирован на 1 сентября 2020 года. Готовы ли ваши учителя? Созданы ли все необходимые условия внутри организации? Ответы и решения вы получите на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который состоится 23—26 июля 2019 года.

Оставьте комментарий

    Ближайшие мероприятия

    Новые требования к системе СПО: цифровизация, стандартизация, ориентация на регион

    Новые требования к системе СПО: цифровизация, стандартизация, ориентация на регион

    Образование

    Дата проведения: 28 - 30 мая 2019 года

    Формат: цикл вебинаров

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее
    Min и max современного руководителя

    Min и max современного руководителя

    Образование

    Дата проведения: 3 - 21 июня 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials