Что делает образовательное пространство эффективным?

Образовательное пространство — это место, где участники взаимодействуют со средой и друг другом, чтобы получить новые знания и навыки. Это понятие может иногда трактоваться как система, среда, сеть образовательных учреждений. Это неверно с точки зрения логики, но для решения частных задач вполне допустимо. Образовательное пространство включает в себя привычный класс с партами и доской, но не ограничивается ими.

Что в него входит?

Разработать интересное и позитивное образовательное пространство для учеников, особенно в рамках конкретного предмета, — это один из самых креативных аспектов обучения. Обычно педагоги ограничиваются физическим образовательным пространством, которое ограничивается классной комнатой или лабораторией. Другой вариант – использование современных технологий, с помощью которых организуется образовательное онлайн-пространство.

Тем не менее, понятие образовательного пространство намного шире, чем эти компоненты. Об этом пишет портал «Racoon gang». В него также входят:

  •         особенности и качества обучающихся;
  •         образовательные цели;
  •         занятия, которые способствуют обучению;
  •         стратегии оценки, которые мотивируют и измеряют;
  •         культура, которая формируется внутри образовательного пространства.

Все социальные, физические, психологические и культурные факторы, которые имеют отношение к образовательному пространству влияют на способность учиться. Если атмосфера этого пространства не располагает к получению знаний и навыков, то детям будет сложно оставаться заинтересованными и сосредоточенными.

Например, стресс сильно влияет на когнитивные функции. Если добавить его в образовательные процессы, то негативные мысли перевесят позитивные. В этом случае школьники будут воспринимать обучение как угрозу их самооценке, а не возможность для приобретения знаний и навыков. Чтобы преодолеть это, педагог обязан иметь в своём арсенале стратегии, которые помогут бороться с негативным настроем и поведением с помощью позитивного опыта.

Использование таких стратегий в обучении помогает детям лучше настроиться на получение новых знаний. Если школьник чувствует, что его ценят, принимают, считают важным и активным членом образовательного пространства, то только тогда он будет развиваться, учиться с интересом, принимать и ценить точку зрения педагога и охотно решать задания.

Получается, что эффективное образовательное пространство — это важное условие успеха обучаемого. Оно мотивирует и заинтересовывает. В идеальных условиях оно способствует общению детей со сверстниками и учителем, которое со временем создаёт атмосферу взаимной помощи и поддержки.

Что именно делает образовательное пространство позитивным?

  1. Культура взаимопомощи.

У каждого ученика должно быть чувство причастности к общему делу. Он должен чувствовать, что вносит свой вклад в общее пространство, являясь при этом важной частью образовательной культуры.

Для этого нужна система поддержки или программа наставничества, которая будет гарантировать получение ребёнком помощи тогда, когда она понадобится. Одно из решений — создание онлайн беседы или форума, где дети смогут собираться и обсуждать всевозможные темы.

Они могут использовать эти платформы, чтобы оказать помощь друг другу, высказать переживания, рассказать о своих идеях и мнении по какой-то теме. Такая возможность является обязательным атрибутам современных образовательных онлайн-платформ.

  1.   Удовлетворение потребностей обучаемых.

Как и взрослые, дети имеют психологические потребности в порядке и безопасности, любви и уважении, новизне и свободе, а также веселье. Важно всегда удовлетворять эти потребности и помогать школьникам прогрессировать и получать удовольствие от учёбы.

Если педагоги справляются с этой задачей, то дети чувствуют себя счастливыми и заинтересованными, реже случаются проблемы с поведением, а обстановка в целом способствует созданию положительного настроя на обучение и хорошего, уважительного отношения к старшим.

  1.   Больше позитива!

Дети лучше воспринимают похвалу, чем наказание. Первое мотивирует, второе — унижает и демотивирует. Школьники ценят свободу выражать своё мнение. Мнение педагога же играет ключевую роль в определении их отношения к обучению.

Поэтому, если дразнить и подшучивать над ребёнком, который что-то не понимает, то это убьёт в нём любой интерес к обучению. Делать замечания и выражать своё мнение учитель должен в позитивном ключе, а не в форме нападок.

Лучший способ бороться с плохим поведением — его исправление без выделения или упоминания имён тех, кто допустил ошибки.

  1.   Обратная связь.

Это — отличный способ найти общий язык с детьми и направить их обучение в правильное русло. Обратная связь необходима обучаемому, потому что она помогает отслеживать прогресс и менять подход к обучению, если есть необходимость. Она помогает осознать слабые места и даёт понять, как от них избавиться. Это не только ключ к мотивации ребёнка, но и обязательное условие создания интерактивного образовательного пространства.

  1.   Празднование успеха.

Это — другая необходимая составляющая позитивного и эффективного образовательного пространства. Форма может быть любая, от похвалы до какой-либо значимой награды. Когда достижения ребёнка отмечаются и признаются учителем и другими детьми, то это помогает осознать свои заслуги и провоцирует здоровое стремление к обучению.

Педагог может выделить немного времени каждую неделю для того, чтобы отметить достижения учеников. Создать для этого условия помогут групповые задания или проекты. В дополнении к похвале, нужно обсуждать с ребёнком то, как он добился такого результата. Это послужит руководством по достижению высоких результатов в обучении для других детей.

  1.   Безопасность.

Ещё одно обязательное условие. Невозможно ожидать от детей академических успехов, если они не чувствуют себя безопасно, как физически, так и психологически. К сожалению, большинство школ ограничивается только физической составляющей.

Чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности, ему нужно понимать, что ему рады, его поддерживают и уважают. В большинстве случае же, в образовательном учреждении не сильно заботятся об этом. Например, слишком жёсткие правила поведения и наказания за их нарушение могут напрямую отразиться на результатах обучения и помешать развитию.

Получается, что создание позитивного образовательного пространства — это, в первую очередь, создание и поддержание здоровой культуры общения, в которой ожидания проговорены и школьники хорошо понимают правила поведения.

  1.   Интерактивные игры и занятия.

Эффективное образовательное пространство должно быть основано на взаимодействии. Оно обязано продвигать культуру сотрудничества в обучении. Это значит, что учитель должен поддерживать позитивные отношения с учениками и между учениками.

Сделать это можно с помощью совместных мероприятий. Отлично подойдёт и несоревновательные игры. Они создают условия для дружеского взаимодействия в классе и помогают новым и скромным детям почувствовать себя частью группы.

Такие занятия также развивают навыки общения и работы в команде. Более того, они нравятся детям и создают условия для обучения и развития в дружелюбной обстановке.

Чтобы создать эффективное образовательное пространство с культурой, которая располагает к получению знаний, нужно помнить об этих семи факторах. Дети должны быть заинтересованные и ответственные, им необходимо чувствовать себя комфортно. Они должны охотно принимать участие в групповых и индивидуальных занятиях. Если у педагога получится создать такие условия, то это замотивирует детей и поможет им добиться высоких результатов.

Если руководитель образовательного учреждения хочет быть уверен, что его педагоги способны создать такие условия для детей, ему нужно позаботиться об их профессиональном росте и развитии. Как это сделать? Каков должен быть путь развития учителя? Как замотивировать педагога на инновационную деятельность? Ответы на эти вопросы вы получите на Международном практикуме-интенсиве «Школа завтрашнего дня», который пройдёт 10 — 12 декабря 2019 года в г. Сочи.

Оставьте комментарий

    Ближайшие мероприятия

    7 лайфхаков руководителя: рабочие приёмы и фишки для эффективного управления

    7 лайфхаков руководителя: рабочие приёмы и фишки для эффективного управления

    Образование

    Дата проведения: 14 ноября 2019 года

    Формат: Вебинар

    Для руководителей всех уровней

    Подробнее
    Школа завтрашнего дня

    Школа завтрашнего дня

    Образование

    Дата проведения: 10 - 12 декабря 2019 года

    Формат: Международный практикум-интенсив

    Для руководителей общеобразовательных организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials