Цифровая дидактика в СПО: принципы и трудности применения


В 2019 году разрабатывается программа ТОП-50 востребованных специальностей, в которую будут включены профессии, связанные с цифровыми технологиями. СПО необходимо подготовить образовательные программы для новых специальностей и обновить материально-техническую базу, чтобы выпускать кадры для цифровой экономики.

Цифровая дидактика профессионального образования: что это такое

Цифровая дидактика — научная дисциплина об организации процесса обучения в условиях цифрового общества.

Факторы, которые формируют цифровую дидактику:

  • Новые технологии. Например, нативные технологии приспособлены к мобильным устройствам, появился «учитель» в смартфоне.
  • Новые требования экономики к кадрам. Например, если раньше говорили, что ключевая компетенция — это коммуникация, то сейчас — сетевая коммуникация.
  • Цифровое поколение, «новые» обучающиеся. Учебная мотивация цифрового поколения существенно отличается от предыдущих поколений. Например, современные школьники задаются вопросом, зачем сидеть за партой и учить урок, если это можно делать дома со смартфоном, лёжа на диване.

Документы, которые регулируют цифровую образовательную среду СПО

  1. Указ Президента РФ № 203. Он содержит перечень цифровых технологий, необходимых для развития информационного общества в России:
  • конвергенция сетей связи;
  • обработка больших объёмов данных;
  • искусственный интеллект;
  • облачные и туманные вычисления;
  • робототехника и биотехнологии и т. п.
  1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1632-р в СПО должны готовить студентов к условиям цифровой экономики.
  2. Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» направлен на развитие онлайн-курсов в СПО и не только.

Принципы цифровой дидактики

  1. Персонализации студента. Студент сам выстраивает индивидуальную траекторию обучения, на основе своего персонального запроса.
  2. Центральная роль процесса обучения. Обучение должно быть не только развивающим, но и воспитывающим.
  3. Индивидуальный подход в обучении. Система должна быть гибкой по отношению к студенту.
  4. Интерактивность. Обучение должно происходить во взаимодействии.
  5. Практикоориентированность. Обучение должно быть связано с реальной жизнью.

Трудности на пути к применению цифровых технологий в СПО

Выделяют четыре фактора, которые препятствуют адаптации образовательных технологий СПО к цифровой среде:

  • консерватизм со стороны педагогов, многие не хотят менять что-то в своей деятельности, считают новые технологии «лишними»;
  • недостаток компетенции в цифровых технологиях у педагогов, нехватка кадров для создания онлайн-курсов;
  • трудность в адаптации организационной структуры СПО к изменениям;
  • отсутствие финансовой поддержки.

Трудности внедрения

В момент внедрения цифровых технологий возникают следующие трудности:

  • недоверие педагогов к онлайну;
  • отсутствие механизмов, которые позволят перейти на смешанное обучение;
  • отсутствие самоорганизации у студентов.

Трудности после внедрения

Сложно поддерживать цифровое профессиональное образование по следующим причинам:

  • прогрессирующее нежелание студентов приходить на традиционные лекции после знакомства с онлайн-курсами;
  • потребность в переменах в педагогической деятельности;
  • отсутствие понятной системы оплаты труда преподавателей, которые используют в обучении онлайн-курсы.

Потребность в новых квалифицированных кадрах в российском обществе растёт, и задача СПО удовлетворить эту потребность. Образовательным организациям стоит перейти на международные стандарты WorldSkills и новые стандарты ФГОС, чтобы соответствовать требованиям цифрового общества.

Оставьте комментарий

    Ближайшие мероприятия

     7 лайфхаков для директора колледжа: облегчаем жизнь руководителя

    7 лайфхаков для директора колледжа: облегчаем жизнь руководителя

    Образование

    Дата проведения: 14 ноября 2019 года

    Формат: Вебинар

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее
    Школа завтрашнего дня

    Школа завтрашнего дня

    Образование

    Дата проведения: 10 - 12 декабря 2019 года

    Формат: Международный практикум-интенсив

    Для руководителей общеобразовательных организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials