Инклюзивное образование – шаг к толерантному обществу

Инклюзия даёт детям с ОВЗ право выбора

Инклюзивное образование в России не вытеснит коррекционные школы. Этого и не требуется. Соседство инклюзивных и коррекционных школ даёт человеку с ОВЗ выбор. Именно право выбора делает человека гражданином. А готовы ли дети с ОВЗ делать такой выбор и полноценно жить в обществе?

Помогать людям

фото Мысляева

  В июне 2017 года в женевской штаб-квартире ООН состоялась конференция Education#inFocus, на которой выступил Антон Мысляев – единственный в России волонтёр с синдромом Дауна. На конференции Мысляев поделился идеями, как сделать жизнь детей с ОВЗ ярче и насыщеннее. Как этого добиться, Антон Мысляев знает не понаслышке: уже три года он волонтёр инклюзивного добровольческого отряда «Джем» в городе Пермь.  Отряд организовывает образовательно-воспитательные мероприятия для детей и подростков с ОВЗ и помогает одиноким старикам, которые не в состоянии позаботиться о себе.

Антон Мысляев – культорг отряда: он отвечает за культурные мероприятия, участвует в выступлениях, читает стихи.

- Я люблю участвовать во всех наших мероприятиях, потому что мне нравится общаться с друзьями. Их у меня очень много, - рассказал Мысляев корреспонденту «АиФ – Прикамье». – Я влюблён! Во всех моих ребят. Я люблю всех, кто улыбается.

В 2016 году Антон Мысляев окончил инклюзивный колледж по специальности столяр-плотник. Ещё со школы он вырезает из дерева сувениры и детские игрушки. В том же году Мысляев получил почётный знак «Доброволец города Перми» ‒ это единственная в России премия, которой награждают отличившихся волонтёров.

Желание помочь другому человеку – сильный мотив для самореализации. Школьник с ДЦП Иван Бакаидов, желая помочь ученице своей школы общаться и другим людям с нарушениями речи, разработал виртуальную клавиатуру DisQwerty, приложения DisType и DisTalk. И в мае 2017 года Иван Бакаидов занял первое место в VII Международном детском конкурсе «Школьный патент – шаг в будущее!» в номинации «Изобретение» по направлению «Модернизация жизни для маломобильных групп населения».

фото Бакаидова

Изобретением Бакаидова пользуется Олеся Павлик – ведущая передачи «Наноновости» на радиостанции «Серебряный дождь». Из-за церебрального паралича девушка с трудом говорит и передвигается на инвалидной коляске. Диагноз не остановил Олесю – девушка освоила ноутбук, монтирует видеоролики и активно пользуется социальной сетью Facebook. В «Наноновостях» она рассказывает об устройствах, которые облегчают жизнь лицам с ОВЗ. В дебютном выступлении Олеси Павлик радиослушатели познакомились с синтезатором речи DisType.

фото Олеси Павлик

Это отечественная разработка, ‒ вещает Олеся Павлик. – Создателя зовут Иван Бакаидов. Он очень одаренный программист, но так же, как и я частично ограничен в возможностях. Чтобы легче общаться с другими людьми, Иван сам придумал и воплотил в жизнь программу для коммуникации. DisType прост в освоении и удобен в использовании. Я пользуюсь им на ноутбуке, но есть и версия для планшетов. Всё, что от меня требуется – напечатать текст на клавиатуре, который программа озвучит по моей команде. Для удобства частые фразы сохраняются, чтобы не приходилось вбивать их вновь и вновь.

Преодолевать препятствия

Примеры из жизни показывают, что нарушения опорно-двигательного аппарата – не препятствует достижению успеха. Певице Юлии Самойловой в 13 лет поставили диагноз спинальная амиотрофия Верднига – Гофмана, а в 14 лет Самойлова стала победительницей Всероссийского фестиваля «На крыльях мечты».

- Если у вас есть в сердце свет, то даже в самый тёмный день вы сможете осветить дорогу себе и всем людям, которые вас окружают, не гасите в себе этот свет, - сказала Самойлова в интервью корреспонденту РИА Новости.

фото Самойловой

Самойлова участвовала в проекте «Фактор А», где певица заняла второе место и получила премию Аллы Пугачёвой «Золотая звезда Аллы». В ноябре 2013 года Юлия Самойлова получила премию имени Елены Мухиной в номинации «Несломленная нота» (премию учредил Паралимпийский комитет России). В 2014 году выступила на торжественной церемонии открытия зимних Паралимпийских игр в Сочи.

Строить отношения с другими людьми

Восьмикратная паралимпийская чемпионка по плаванию Оксана Савченко считает, что детей с ОВЗ следует помещать в инклюзивные школы, чтобы научить их сверстников общению с инвалидами.

Оксана Савченко родилась с редким заболеванием – врождённой глаукомой обоих глаз.

фото Савченко

- Я инвалид с рождения, я не понимаю, как видеть двумя глазами, я этого никогда не испытывала, - рассказывает Савченко корреспонденту сетевого издания «Уфа1.ру». – Из моих воспоминаний… Меня никогда не выделяли в детском садике. Вначале я была в детсаде для детей с нарушением зрения, и мама специально перевела меня в обычный садик, чтобы я адаптировалась к окружающему миру. Я всегда училась в обычной школе.

Мнение Савченко об инклюзивном образовании разделяют Светлана Базарова и её дочь Дженнет. Дженнет Базарова обладает редким заболеванием - несовершенный остеогенез пятого типа, который называют болезнью «хрустального человека», так как у человека с таким диагнозом очень тонкие и хрупкие кости.

 Несмотря на болезнь Дженнет ходит в обычную московскую общеобразовательную школу №548. 

- Первого сентября, конечно, когда мы пришли, все учителя были напуганы, - сообщила «Новой газете» Светлана Базарова. - Где-то через несколько месяцев ко мне подходит завуч и говорит: спасибо, что вы пришли к нам. Мы видим, как дети меняются из-за вашей дочери на глазах, они дополняют друг друга, друг другу помогают.

Дженнет не замыкается в себе: рисует, пишет пьесы, поёт, плавает, занимается благотворительностью – выставляет свои картины на благотворительных аукционах и участвует в пробегах в инвалидной коляске.

фото Дженнет Базаровой

В 13 лет Дженнет провела урок доброты для школьников в Центральной детской библиотеке города Мытищи в феврале 2016 года. На мероприятии Дженнет рассказала о проблемах, с которыми сама сталкивается и как не теряться, если встретишь человека с инвалидностью.

Организация инклюзивной практики ставит перед педагогами много вопросов. Как организовать комфортную среду? Как разработать адаптированную образовательную программу? Как помочь детям и подросткам с ОВЗ наладить контакт со сверстниками?

София Шаталова – пример того, что путь к общению найдётся, если верно подобрать ключик. Соне Шаталовой двадцать три года. У Сони аутизм. Она не говорит, но пишет стихи и прозу. В 2016 году на основе её сказки поставили спектакль «Особые люди», который рассказывает о детях с РАС и их родителях, жизнь которых меняется навсегда.

фото Сони Шаталовой

Мать Сони Евгения Шаталова говорит, что поэтический талант обнаружили случайно:

– Нам удалось, хоть и с очень большим трудом, записать Соню в нашу обычную, местную школу. Разные её способности проявились – к математике, например, - рассказывает Шаталова порталу «Не инвалид.ru». - Я её в шутку спросила: «Может, ты ещё и стихи пишешь?» Дочка кивнула. Взяли ручку, и слова из неё полились…

Стихотворение, которое Соня написала в восемь лет:

Костер горел, и пламя пело
О Солнце и о гордости людей.
И голова моя горела
От горечи прожитых дней.
Мне скоро девять. Это вечность
В сравненьи с временем костра.
Но он согрел людей.
А я? <…>
Костер заплакал, догорая.
С поленьев капает смола.
И плачу я. Ведь дорогая
Цена безмолвья. Боже, дай слова!
 

Соня окончила московскую общеобразовательную школу №1321 «Ковчег», посещает Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» и литературную студию «Родник» писателя Виктора Кротова. В 2012 году о Соне Шаталовой сняли фильм «В ауте», который дал Соне шанс поделиться мыслями с сотнями людей.

Герои статьи своей силой и храбростью доказывают, что диагноз не ставит крест на жизни человека. Задача родителей и педагогов помочь маленькому человеку найти в себе силы двигаться вперёд. Инклюзивное образование откроет лицам с ОВЗ новые пути для самореализации и устранит скованность в общении между людьми с разными особенностями. Инклюзивная практика даёт надежду, что завтра мы проснёмся в толерантном обществе.

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Образование

    Дата проведения: 3 - 13 декабря 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях