Дошкольное образование Казахстана: обновление и отход от советской системы

24-27 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоится практический семинар «Современные аспекты финансово-экономической грамотности в дошкольном образовании». Здесь соберутся руководители и педагоги не только из российских детских садов. В этом году семинар расширяет рамки. Свое участие уже подтвердила делегация из Казахстана. Педагоги из нашей страны смогут поделиться и перенять положительный опыт коллег не только из соседних регионов, но и другого государства. Воспитатели ДОУ из Казахстана, в свою очередь, с радостью готовы поделиться опытом с россиянами.

Чем похожи российская и казахстанская системы образования?

Система дошкольного образования в Казахстане схожа с российской. В детские сады принимаются дети с 1,5 года до 7 лет. Родители там могут оставить детей с 8.00 до 20.00, но есть круглосуточные садики, где возможно оставить малыша и на круглосуточное пребывание.

В республике Казахстан реализуется Государственная программа развития Образования. Начало её реализации было положено в 2012 году, планируемое окончание – в 2020 году. Она ставит своей целью повысить качество управления образованием, усовершенствовать структуру, технологии, содержание обучения, улучшить качество педагогических кадров и престиж профессии, создать систему непрерывного образования на протяжении всей жизни. В дошкольном образовании на первый план выходит взаимодействие с семьей и воспитание будущего достойного человека.

Сейчас в республике работают 9 410 дошкольных организаций (4915 детсадов и 4495 мини-центров). В них воспитываются и получают образование 807,2 тысячам детей. Количество детских садов за последние несколько лет сильно возросло. В 2013 году работало 7 869 ДОУ, в 2014 году – 8 467, а в 2015 году - 8 834 дошкольные организации.

Как и в России, здесь усиленно борются с очередью. Её планируют ликвидировать к 2020 году.  Среди детей от 1 года до 6 лет места в детских садах хватает лишь 64,1 %, а дошкольникам - от 3 до 6 лет – 85,8 %. В некоторых областях уже удалось избавиться от этой проблемы. В Павлодарской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Восточно-Казахстанской областях – все малыши смогли попасть в детские сады, 95-98 % детей охвачено дошкольным образованием в Кызылординской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Актюбинской областях.

– Надо навести порядок с очередностью, убрать условия для коррупции и устаревшие правила, –рассказал в интервью по итогам прошлого года сайту fincenter.kz министр образования Казахстана Ерлан Сагадиев. – Мы пересмотрели санитарные нормы, они – одна из больших причин дефицита мест. Согласно новым СанПиНам, детский сад открыть будет значительно легче. Новые СанПиНы обсуждались 3 месяца, тысячи специалистов высказали своё мнение. Всем им спасибо. Что ещё важно? Объединить все очереди в одну республиканскую очередь и автоматизировать выдачу направлений в детский сад на уровне электронного правительства. Сегодня в разных городах и областях всё по-разному. В идеале надо деньги программы «Балапан» (оплату за детский сад) закрепить за родителями. Они будут выбирать лучшие организации, туда и должен уходить госзаказ, в частные или государственные сады – это должно быть не важно. Задачи непростые, но в принципе выполнимые за полгода-год. Тогда всё будет справедливо и прозрачно. Работа уже начата.

Проблемы дошкольного образования в Казахстане

Проблема очередей в детские сады в Казахстане стоит очень остро по причине того, что темпы строительства детских садов не успевают за скоростью прироста населения, но есть и ряд других негативных явлений в дошкольном образовании этой страны.

  • Мало внимания в плане образовательных программ уделяется детям от 0 до 3 лет, а именно в этом возрасте начинается познавательное и интеллектуальное развитие ребёнка, развитие речи и социальных связей.
  • Недостаточный уровень инклюзивного образования. Доля организаций образования, где есть условия для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями составляет лишь 9,1 %. Кроме этого, в таких детских садах не хватает педагогов-специалистов – дефектологов, логопедов и психологов.
  • Качество услуг в ДОУ на низком уровне. В основном, эта проблема появилась из-за непрестижного социального статуса профессии воспитателя.
  • Низкая заработная плата воспитателя. В среднем она составляет - 62,4 тысячи тенге (1 рубль равен 5,36 тенге), а это значительно ниже средней зарплаты по стране.
  • Нет постоянного контроля достижений детей в дошкольных организациях, то есть сложно определить эффективность образовательных программ.

Как обновляется система дошкольного образования в Казахстане?

В Казахстане стараются отказываться от пережитков советской системы дошкольного образования, идти в ногу со временем и использовать современные технологии.

В республике недавно решили отменить обход учителями жилых районов. Раньше для педагогов сбор информации  о детях дошкольного и школьного возраста был обязательной частью работы.

– У нас со времён СССР каждый год все преподаватели выходили на улицу и делали поквартальный обход, стучались в каждую квартиру и делали перепись. Теперь этого делать не надо, – заявил журналистам сайта inform.kz министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев. – Сейчас у нас первый период начинался в марте и в дальнейшем мы планируем освободить преподавателей от этой нагрузки: 2 раза в год они тратили целый месяц, чтобы обойти сотни квартир, дворов, их кусали собаки, они бегали от различных опасностей.

Происходят изменения и в самом образовательном процессе. С 1 сентября 2016 года во всех детских садах Казахстана начали использовать новую типовую учебную программу дошкольного воспитания и обучения. Главной целью дошкольного образования становится подготовка детей к школе, поэтому в детских садах появляется нулевой класс.

– Главная задача – чтобы 100 % детей приходили в первый класс подготовленными, знали все буквы и цифры, – считает министр образования республики. – Сегодня их доля примерно 70% –  отсюда все проблемы, поэтому с 2019 года, а в пилотных школах и садах уже в этом году вводится нулевой класс. Смысл нулевого класса, который будет в школе или в садике, – в единой программе для предшколы, где будет «Әліппе», «Букварь», изучение алфавита, распознавание букв, чтение по слогам, составление простых предложений. У нас на пилотное участие заявилось около 1000 школ и садов. Так что никаких резких, неожиданных решений мы не принимаем в принципе. Схема – все улучшения через анализ, апробацию, обсуждение.

Учат ли финансовой грамотности?

В Казахстане еще в 2009 году был издан указ «Об утверждении Типовых учебных программ по основам экономики и финансовой грамотности», касающийся экономического образования. Но на практике, он реализуется не в полной мере. Как отдельный предмет «Финансовая грамотность» не преподается в большинстве школ, а лишь включена в уроки «Познание мира» или «Технология». Например, к приготовлению обеда добавляется подсчёт стоимости продуктов для блюда.

В общем, в республике уровень финансовой грамотности населения на низком уровне. Низкая экономическая образованность осталась ещё со времён социалистического периода, когда у семей были невысокие возможности потребления, но при этом стабильные доходы. Им не приходилось регулярно принимать решения, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь. Сейчас финансовые услуги становятся всё более разнообразными, банков появляется всё больше, что вызывает необходимость постоянно делать осознанный выбор.

Государство признаёт, что населению необходимо обучение основам экономических знаний для того, чтобы научиться управлять деньгами, понимать, как зарабатывать, грамотно тратить, делать сбережения и инвестиции.

Как внедрить основы финансовой грамотности в ДОУ, делегации Казахстана и руководителям детских образовательных учреждений из различных регионов России расскажут на семинаре «Современные аспекты финансово-экономической грамотности в дошкольном образовании».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Подготовка образовательных программ СПО с учётом требований профессиональных стандартов

    Подготовка образовательных программ СПО с учётом требований профессиональных стандартов

    Образование

    Дата проведения: 30 января 2018 года

    Формат: Всероссийский практический вебинар

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, педагогов и методистов

    Подробнее
    Система управления изменениями в организации: от планирования до внедрения

    Система управления изменениями в организации: от планирования до внедрения

    Образование

    Дата проведения: 27 - 28 марта 2018 года

    Формат: Семинар-тренинг

    Для руководителей всех уровней и отраслей

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях