Как проводить экспертизу качества медицинской помощи в медицинской организации

Медицинская помощь

Медицинская помощь должна быть не только своевременной и оперативной, но и эффективной. Неправильно поставленный диагноз может свести на нет усилия как лечащих врачей, так и пациента, и болезнь продолжит прогрессировать. Безусловно, профессиональное оказание медицинской помощи — личная ответственность каждого конкретно взятого врача. Однако в рамках медицинских учреждений необходим контроль за качеством работы со стороны руководства. С этой целью используется экспертиза качества медицинской помощи в медицинской организации.

Управление качеством медицинской помощи

Основная задача медицинских учреждений — оказывать высокопрофессиональную и качественную медицинскую помощь населению. В процессе достижения этой цели огромную роль играет управление качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. Управление должно осуществляться на всех этапах работы ЛПУ: от первого приёма, до результатов лечения и завершающей диагностики пациента.

Система управления качеством медицинской помощи состоит из нескольких этапов:

  • Инициативный. Обсуждение текущих проблем, методы их решения. Формирование плана для подразделений по улучшению качества.
  • Организационный. Руководством определяются приоритетные проблемы, назначаются методы и сроки работ, ответственные за выполнение плана.
  • Практичный. Непосредственная деятельность сотрудников в соответствии с установленным планом.
  • Контрольный. Руководство оценивает результаты проделанной работы. Вырабатываются рекомендации для построения последующих планов.

Критерии оценки качества медицинской помощи

Полноценный контроль качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения предполагает наличия конкретных требований к проведению экспертной оценки. Нужно точно знать, что и как оценивать. Для этого и разработаны критерии качества оказания медицинской помощи.

07 июля 2015 года Минздрав утвердил приказ №422ан, в котором были приняты критерии качества медицинской помощи. Появление этого документа свидетельствует о том, что власти всерьёз взялись за развитие отечественной медицины и планируют повысить уровень медицинской помощи до современных стандартов.

Согласно разработанным критериям оценки качества медицинской помощи, медицинская помощь должна быть:

  • Своевременной. Врачи должны проводить осмотр пациентов при острых заболеваниях в течение 2 часов с момента обращения в регистратуру. Первичный диагноз, детальное обследование и окончательный диагноз должны проводиться максимально оперативно. В критериях указаны конкретные временные рамки.
  • Ответственной. Сотрудники ЛПУ должны скрупулёзно подходить к обследованию для качественной оценки индивидуальных особенностей организма каждого конкретного пациента. Вся информация должна фиксироваться в соответствующей документации.
  • Лечение должно соответствовать установленным стандартам. При назначении лекарственных препаратов, лечащий врач должен учитывать возраст и пол пациента, степень тяжести болезни, наличие или отсутствие осложнений (дополнительных заболеваний).

Принятые критерии доступности и качества медицинской помощи — важная ступень на пути совершенствования качества работы лечебно-профилактических учреждений. Полную версию критериев оценки качества медицинской помощи с изменениями на 2016 год вы можете скачать здесь.

Контроль качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения

оценка качества медицинской помощи

Внутренний контроль качества медицинской помощи в ЛПУ на законодательном уровне был закреплен сравнительно недавно. Относительно процедуры проведения внутреннего контроля нет конкретных рекомендаций. В статье 90 ФЗ «Об охране здоровья» указано, что внутренний контроль производится по усмотрению руководителей лечебно-профилактических учреждений.

Для успешного проведения оценки качества работы, руководство учреждения должно подготовить следующие приказы по организации контроля качества медицинской помощи:

  • Порядок проведения внутреннего контроля. Акт должен содержать перечень основных задач, предмет и сроки проверки, круг ответственных лиц, процессуальное оформление хода внутреннего контроля.
  • Обязательным является ведение журнала контроля качества медицинской помощи, образец заполнения можно скачать здесь.
  • Приказ «О создании врачебной комиссии».
  • Порядок рассмотрения жалоб граждан.

Для упрощения процесса сбора и обработки информации в процессе проверки, пригодится карта внутреннего контроля качества медицинской помощи, образец можно скачать здесь .

Карта экспертной оценки качества медицинской помощи: образец

Для объективной оценки качества медицинской помощи необходимо собрать и обработать информацию, которая содержится в первичной медицинской документации. Это все записи, сделанные врачами по факту оказания медицинской помощи пациенту в:

  • индивидуальной карте больного;
  • карте вызова скорой помощи;
  • медкарте беременной/родильницы;
  • в других документах, содержащих записи об оказании медпомощи данному пациенту.

Собранная информация систематизируется и оценивается при помощи карты экспертной оценки качества медпомощи. В карте приведен набор основных показателей, критерии их оценки и значения в баллах. После заполнения карты рассчитывается интегрированный показатель (по сути, средний балл карты), который и является оценкой эффективности деятельности медицинского учреждения.

Журнал экспертной оценки качества оказания медицинской помощи

структура экспертиз финансирование

Для того, чтобы экспертиза качества работы медицинского учреждения проводилась максимально эффективно, нужно грамотно организовать клинико-экспертную работу с целью облегчения доступа к результатам проводимых экспертиз. Основной учетной формой клинико-экспертной работы является журнал формы № 035/у-02, введенный приказом Минздрава РФ № 154 от 21.05.2002 года.

В современных условиях, учитывая большой объём информации, которая собирается в процессе проведения экспертизы, учёт можно вести в электронном виде. При оценке качества оказания медицинской помощи ответственные лица должны обращать внимание на следующие факторы:

  • эффективность и целесообразность использования персоналом ЛПУ материальных и финансовых ресурсов;
  • удовлетворенность пациентов (или их родственников) результатами медицинской помощи;
  • анализ проведенной работы и соответствующих результатов.

На основе этой информации, собранной и систематизированной в журнале экспертной оценки качества медпомощи, производится анализ эффективности и вырабатываются рекомендации по улучшению качества работы медицинской организации.

Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением

    Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением

    Здравоохранение

    Дата проведения: 14 - 17 августа 2018 года

    Формат: II Международный интерактивный симпозиум

    Для главных врачей, их заместителей, руководителей отделов и подразделений

    Подробнее
    Способы решения конфликтов с персоналом и пациентами для руководителя медицинской организации

    Способы решения конфликтов с персоналом и пациентами для руководителя медицинской организации

    Здравоохранение

    Дата проведения: 30 августа 2018 года

    Формат: информационно-тренинговый вебинар

    Для для руководителей медицинских организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях