ФГОС дошкольного образования в 2016 году: что изменилось?

ДетиДошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса.

Образовательная система далека от идеала. И причиной этому являются множество факторов. С одной стороны, на законодательном уровне не всегда утверждаются действительно эффективные программы и методики обучения. С другой же, в самих образовательных учреждениях остаются актуальными следующие проблемы:

  • Некомпетентность педагогов. В детских садах работает множество людей, которые не являются педагогами по призванию. Как следствие — отсутствие должной мотивации, что приводит к халатному отношению к своим рабочим обязанностям.
  • Неспособность руководства грамотно организовать учебный процесс. Как минимум — выбирается неэффективная программа обучения, которая не обеспечивает гармоничного развития дошкольников в динамике.
  • Разнообразие типов учреждений, занимающихся дошкольным образованием. Разные подходы к обучению, обеспечивающие разные результаты.

В связи с имеющимися проблемами в области дошкольного образования был разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).  

Актуальную версию ФГОС дошкольного образования на 2016 год вы можете скачать здесь

Каким должно быть дошкольное образование?

В общих положениях закона о принятии ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, согласно которым:

  • Ребенок должен полноценно проживать все этапы детства — младенческий, ранний и дошкольный возраст. На каждом этапе важно динамическое развитие.
  • Процесс обучения и вся образовательная деятельность в целом должна строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Особенностью данного подхода также является то, что ребенок сам принимает активное участие в содержании образовательного процесса.
  • Ребенок — полноценный участник образовательных отношений. Исходя из этого, между детьми и взрослыми (педагогами) должно быть полное содействие и сотрудничество.
  • Во всех видах деятельности должна поощряться инициатива детей.
  • Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны сотрудничать с семьёй.
  • Детей дошкольного возраста необходимо активно приобщать к социальным и культурным нормам, а также к семейным и общественным традициям.
  • Процесс обучения следует организовывать таким образом, чтобы у ребенка формировался познавательный интерес к различным видам деятельности.
  • Условия, требования и методы дошкольного образования должны соответствовать возрасту детей и особенностям их развития.

Идеальная реализация дошкольного образования заключается в следующем: ребенок должен получить гармоничное всестороннее развитие с учётом его индивидуальных особенностей, при этом каждый этап обучения должен вызывать интерес.

Цели введения ФГОС дошкольного образования 

фото дети листают книжку

Закон об утверждении единого государственного стандарта в сфере дошкольного образования предъявляет четкие требования к структуре и содержанию образовательной программы и её объёму. Также в положениях ФГОС прописаны требования к профессиональной компетенции сотрудников образовательных учреждений. С помощью федерального стандарта предполагается достижение следующих целей:

  • Повысить социальный статус дошкольного образования.
  • Предоставить равные возможности абсолютно для каждого ребенка в получении качественного образования.
  • Обеспечить реализацию государственных гарантий относительно уровня и качества дошкольного образования. Разработка единых требований к построению и реализации образовательных программ.
  • Повышение уровня дошкольного образования на всей территории РФ.

Это общие цели, направленные на соблюдение нормативных требованиях в сфере образования. Если же говорить о практическом значении ФГОС и его пользе непосредственно для детей, стандарт призван решать следующие задачи:

  • Оберегать и укреплять здоровье детей (как физическое, так и психическое), заботиться об эмоциональном благополучии ребенка.
  • Независимо от национальной принадлежности, социального статуса и физиологических особенностей ребенка, обеспечить равные условия полноценного развития.
  • Качественно подготовить ребенка к последующим уровням образования.
  • Интеграция воспитания в процесс обучения, основываясь на духовных, нравственных и социокультурных ценностях.

ФГОС дошкольного образования 2016: изменения и дополнения

фото ребенок играет

В целом положения федерального стандарта, принятого в 2013-м году, существенно не изменились. Однако внесены некоторые дополнительные требования касательно содержания образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие программы должны обязательно включать в себя:

  • Планируемые результаты для освоения учебного курса;
  • Содержание учебного предмета;
  • Тематический план, в котором следует указать количество часов на изучение конкретной темы.

Подобные изменения коснулись также рабочих программ, рассчитанных на внеурочную деятельность.

О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Образование

    Дата проведения: 3 - 13 декабря 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях