Формирование профкомпетенций выпускников СПО зависит от оценочного инструментария

видеокамера

Чтобы правильно оценить профессиональные компетенции выпускников, колледжам и техникумам необходимо использовать только качественные инструменты оценивания. Почему это так важно? В настоящее время именно от этого зависит как качество профессионального образования, так и развитие экономики каждого региона. 

«Академия профессионального развития» организовала практический семинар «Обновление подходов к оцениванию результатов освоения ОПОП СПО», чтобы помочь руководителям профессиональных образовательных организаций решить основные проблемы, которые встречаются в процессе формирования фонда оценочных средств. 

Семинар провела Елена Васильевна Зачесова, эксперт в области образовательного права, эксперт ПНПО, член авторских коллективов по разработке ФГОС и профессиональных стандартов в сфере образования, федеральный эксперт Центра профессионального образования ФГАУ.

рабочий процесс

С 21 по 23 ноября участники совместно с экспертом создавали оценочные средства на практических занятиях. 

Елена Васильевна использовала разные формы работы: индивидуальные, групповые и парные. За три дня участники смогли не только разработать коллективный проект, но и защитить его. Благодаря этому все участники смогли сразу применить полученные знания на практике. 

Особенности систем оценивания в профессиональном образовании

Всегда ли успешно оценивание? Конечно, нет. Оценивание всегда индивидуально, так как включает в себя личностное оценочное суждение.

Говоря об общих подходах к оцениванию, эксперт подчеркнула, что оценивание – это, в первую очередь, инструмент, которым нужно пользоваться. Как именно можно его использовать? С помощью системы оценивания реально скорректировать сам метод преподавания. Например, при изучении иностранных языков не спрашивать просто заученные слова, а сразу просить учащихся применить новые знания в жизненной ситуации. Таким образом, сам процесс обучения станет более продуктивным.

Почему финское образование считается самым лучшим? Потому что их преподаватели доверяют своим учащимся и проверяют полученные знания в реальных жизненных ситуациях. В России пока этот метод оценивания не до конца развит. Не каждый работодатель позволяет студентам проходить практику в своей организации. Именно поэтому так важно оказывать доверие своим учащимся и давать им больше самостоятельности в учебном процессе. Это научит их ответственности за свои действия в будущем. 

Метод анализа единичных ситуаций 

Елена Васильевна рассказала участникам о технологии “Кейс-стади”, которая позволяет не только получить и использовать новые знания, но и на их основе приобрести опыт практической деятельности.

 «Технология “Кейс-стади” – это метод анализа единичной ситуации, – сообщила Елена Васильевна. – Самое важное отличие этого способа заключается в том, что процесс обучения проходит самостоятельно».

 При работе с кейсами очень важно, чтобы все участники могли высказаться. Преподаватель не ставит оценки, потому что в подобном задании нет единственно правильного решения. 

Что развивает работа над кейсами? В первую очередь идёт развитие творческих, аналитических, социально-коммуникативных и практических навыков, а также формируется ассоциативное мышление. 

Для чего нужна подобная работа? Применение теоретических знаний в конкретных жизненных ситуациях позволяет учащимся легко адаптироваться в дальнейшем к реальной жизни. Успешно составленный кейс, чаще всего не имеет единственно правильного решения, поэтому помогает искать нетривиальные подходы.

Чему можно научить с помощью кейсов? 

  1. Правильно анализировать ситуацию.
  2. Выявлять возможные причины проблем.
  3. Диагностировать проблему.
  4. Анализировать возможные варианты решения.
  5. Выбирать наиболее оптимальный вариант.
  6. Контролировать процессы и результаты. 

Самое важное в процессе - это правильный и понятный замысел кейса. Он не должен содержать много сложных терминов. 

Основные этапы конструирования кейса: 

  1. Определение цели создания кейса.
  2. Выбор конкретной реальной ситуации.
  3. Поиск источников информации.
  4. Сбор информации.
  5. Подготовка первичного материала.
  6. Обсуждение кейса с коллегами.
  7. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.

Как правильно составить схему кейса: 

  • Обозначьте действие или действующих лиц.
  • Опишите ситуацию.
  • Укажите элементы среды (то есть опишите внешние и внутренние факторы).

Методической целью кейса может стать иллюстрация к теории или достижение практических результатов, также можно их совместить. 

Как проходит работа группы с кейсом: 

Первый этап. Участники делятся на две или несколько групп.

Второй этап. Получают материалы и самостоятельно изучают кейс.

Третий этап. Разрабатывают варианты индивидуальных решений.

Четвёртый этап. Обсуждают решения в группе.

Пятый этап. Выбирают групповой вариант решения.

Шестой этап. Обсуждают предложенные варианты:

  • каждая группа представляет выбранный вариант;
  • предложенные варианты обсуждаются, предлагаются другие варианты;
  • выбирается окончательное решение или дорабатываются несколько вариантов.

Седьмой этап. Подводят итоги. 

Данная работа должна быть в первую очередь интересна самим участникам. Ведь кейс задуман для того, чтобы обучающиеся научились правильно анализировать жизненные ситуации. 

И это ещё не всё… 

На семинаре участники получили возможность не только узнать новую информацию, но и поделиться своим профессиональным опытом с коллегами. 

В рамках мероприятия было организовано посещение Московского академического театра сатиры. Участники посмотрели спектакль Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке».

Участники поблагодарили Елену Васильевну Зачесову за полученные знания о новых подходах к системе оценивания, с которыми обязательно поделятся со своими коллегами на работе, а также подчеркнули уникальность работы с кейсами. Также они отметили позитивную атмосферу мероприятия: Елена Васильевна настроила всех на продуктивную работу, поэтому никто не чувствовал усталости в конце дня. Это приятно удивило участников.

 

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Подготовка образовательных программ СПО с учётом требований профессиональных стандартов

    Подготовка образовательных программ СПО с учётом требований профессиональных стандартов

    Образование

    Дата проведения: 30 января 2018 года

    Формат: Всероссийский практический вебинар

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, педагогов и методистов

    Подробнее
    Система управления изменениями в организации: от планирования до внедрения

    Система управления изменениями в организации: от планирования до внедрения

    Образование

    Дата проведения: 27 - 28 марта 2018 года

    Формат: Семинар-тренинг

    Для руководителей всех уровней и отраслей

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях