Формирование профкомпетенций выпускников СПО зависит от оценочного инструментария
Чтобы правильно оценить профессиональные компетенции выпускников, колледжам и техникумам необходимо использовать только качественные инструменты оценивания. Почему это так важно? В настоящее время именно от этого зависит как качество профессионального образования, так и развитие экономики каждого региона.
«Академия профессионального развития» организовала практический семинар «Обновление подходов к оцениванию результатов освоения ОПОП СПО», чтобы помочь руководителям профессиональных образовательных организаций решить основные проблемы, которые встречаются в процессе формирования фонда оценочных средств.
Семинар провела Елена Васильевна Зачесова, эксперт в области образовательного права, эксперт ПНПО, член авторских коллективов по разработке ФГОС и профессиональных стандартов в сфере образования, федеральный эксперт Центра профессионального образования ФГАУ.
С 21 по 23 ноября участники совместно с экспертом создавали оценочные средства на практических занятиях.
Елена Васильевна использовала разные формы работы: индивидуальные, групповые и парные. За три дня участники смогли не только разработать коллективный проект, но и защитить его. Благодаря этому все участники смогли сразу применить полученные знания на практике.
Особенности систем оценивания в профессиональном образовании
Всегда ли успешно оценивание? Конечно, нет. Оценивание всегда индивидуально, так как включает в себя личностное оценочное суждение.
Говоря об общих подходах к оцениванию, эксперт подчеркнула, что оценивание – это, в первую очередь, инструмент, которым нужно пользоваться. Как именно можно его использовать? С помощью системы оценивания реально скорректировать сам метод преподавания. Например, при изучении иностранных языков не спрашивать просто заученные слова, а сразу просить учащихся применить новые знания в жизненной ситуации. Таким образом, сам процесс обучения станет более продуктивным.
Почему финское образование считается самым лучшим? Потому что их преподаватели доверяют своим учащимся и проверяют полученные знания в реальных жизненных ситуациях. В России пока этот метод оценивания не до конца развит. Не каждый работодатель позволяет студентам проходить практику в своей организации. Именно поэтому так важно оказывать доверие своим учащимся и давать им больше самостоятельности в учебном процессе. Это научит их ответственности за свои действия в будущем.
Метод анализа единичных ситуаций
Елена Васильевна рассказала участникам о технологии “Кейс-стади”, которая позволяет не только получить и использовать новые знания, но и на их основе приобрести опыт практической деятельности.
«Технология “Кейс-стади” – это метод анализа единичной ситуации, – сообщила Елена Васильевна. – Самое важное отличие этого способа заключается в том, что процесс обучения проходит самостоятельно».
При работе с кейсами очень важно, чтобы все участники могли высказаться. Преподаватель не ставит оценки, потому что в подобном задании нет единственно правильного решения.
Что развивает работа над кейсами? В первую очередь идёт развитие творческих, аналитических, социально-коммуникативных и практических навыков, а также формируется ассоциативное мышление.
Для чего нужна подобная работа? Применение теоретических знаний в конкретных жизненных ситуациях позволяет учащимся легко адаптироваться в дальнейшем к реальной жизни. Успешно составленный кейс, чаще всего не имеет единственно правильного решения, поэтому помогает искать нетривиальные подходы.
Чему можно научить с помощью кейсов?
- Правильно анализировать ситуацию.
- Выявлять возможные причины проблем.
- Диагностировать проблему.
- Анализировать возможные варианты решения.
- Выбирать наиболее оптимальный вариант.
- Контролировать процессы и результаты.
Самое важное в процессе - это правильный и понятный замысел кейса. Он не должен содержать много сложных терминов.
Основные этапы конструирования кейса:
- Определение цели создания кейса.
- Выбор конкретной реальной ситуации.
- Поиск источников информации.
- Сбор информации.
- Подготовка первичного материала.
- Обсуждение кейса с коллегами.
- Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.
Как правильно составить схему кейса:
- Обозначьте действие или действующих лиц.
- Опишите ситуацию.
- Укажите элементы среды (то есть опишите внешние и внутренние факторы).
Методической целью кейса может стать иллюстрация к теории или достижение практических результатов, также можно их совместить.
Как проходит работа группы с кейсом:
Первый этап. Участники делятся на две или несколько групп.
Второй этап. Получают материалы и самостоятельно изучают кейс.
Третий этап. Разрабатывают варианты индивидуальных решений.
Четвёртый этап. Обсуждают решения в группе.
Пятый этап. Выбирают групповой вариант решения.
Шестой этап. Обсуждают предложенные варианты:
- каждая группа представляет выбранный вариант;
- предложенные варианты обсуждаются, предлагаются другие варианты;
- выбирается окончательное решение или дорабатываются несколько вариантов.
Седьмой этап. Подводят итоги.
Данная работа должна быть в первую очередь интересна самим участникам. Ведь кейс задуман для того, чтобы обучающиеся научились правильно анализировать жизненные ситуации.
И это ещё не всё…
На семинаре участники получили возможность не только узнать новую информацию, но и поделиться своим профессиональным опытом с коллегами.
В рамках мероприятия было организовано посещение Московского академического театра сатиры. Участники посмотрели спектакль Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке».
Участники поблагодарили Елену Васильевну Зачесову за полученные знания о новых подходах к системе оценивания, с которыми обязательно поделятся со своими коллегами на работе, а также подчеркнули уникальность работы с кейсами. Также они отметили позитивную атмосферу мероприятия: Елена Васильевна настроила всех на продуктивную работу, поэтому никто не чувствовал усталости в конце дня. Это приятно удивило участников.
Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца». Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.
Комментарии
Ближайшие мероприятия

«Хвалить нельзя ругать»
Дата проведения: 24 декабря 2019 года
Формат: Онлайн-вебинар
Для Руководителей всех уровней

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО
Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года
Формат: Международная конференция
Для руководителей профессиональных образовательных организаций