Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе

В одной из прошлых статей мы рассказали о десяти признаках одарённого ребёнка. Один из таких признаков – любопытство и тяга к исследовательской деятельности. Задача педагога – превратить эту тягу в устойчивую познавательную потребность.

В образовательном процессе развитие одарённого ребёнка рассматривается как раскрытие его внутреннего потенциала, развитие способности ставить цели и искать способы её достижения, быть творцом и активным созидателем своей жизни. Поэтому формы и методы работы учителя должны способствовать решению этих задач.

Три стратегии работы с одарёнными детьми

В своей книге «Психология интеллекта и одарённости» доктор психологических наук и директор Института психологии РАН Дмитрий Викторович Ушаков выделяет три стратегии обучения детей:

  • ускорение;
  • обогащение;
  • однородные классы и специальные школы.

Исходя из выбранной стратегии, осуществляется планирование работы с одарёнными школьниками.

Ускорение

Чаще всего в обычных школах ускорение происходит в форме более раннего поступления ребёнка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. В результате подросток 13 -15 лет уже может оказаться в выпускных классах или поступить в университет.

Другие проявления стратегии ускорения:

  1. Сокращение количества лет школьного обучения/«перепрыгивание» через класс.
  2. Ускорение в избранной учебной дисциплине.
  3. Сокращение программы.

Плюсы стратегии проявляются в том, что одарённый ребёнок получает адекватную его способностям нагрузку и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу.

Но у такой стратегии обучения есть и минусы. Дети, начавшие ходить в школу раньше других, всегда будут отличаться от своих одноклассников не только физическим развитием, но и в эмоциональном, личностном и социальном плане. Ребёнок, усваивающий учебный материал наравне со своими старшими товарищами, остаётся ребёнком в отношении развития эмоциональной и социальной сфер. Из-за этого одарённые дети, обучающиеся по методу ускорения, часто оказываются исключёнными из «неформальной» школьной жизни.

Обогащение

В России обогащение чаще всего принимает форму дополнительных занятий в кружках, секциях и школах по специальным дисциплинам. В кружках есть возможность индивидуального подхода к ребёнку и работа на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, одарённый ребенок получает необходимую ему дополнительную умственную нагрузку и при этом не вырывается из своего возрастного контекста.

На базе школы организуются кружки различных направлений и факультативные занятия в малых группах для расширения изучаемой области знаний. На факультативах дети получают дополнительный к основному курсу материал, готовятся к конкурсам, олимпиадам и учатся работать самостоятельно.

Однородные классы

Специальные школы и классы для одарённых детей встречают неоднозначное отношение. С одной стороны, в таких классах одарённые дети получают оптимальную нагрузку, опыт совместной деятельности с другими высокоинтеллектуальными детьми, пропадает скука и рутина.

Также стоит отметить проблему учителей, которая решается в специальных школах и классах. В обычном классе учитель не в состоянии работать с одарённым ребёнком так, как того требуют его способности. В однородных же классах работают учителя, которые специализируются на детской одарённости, поэтому они успешно работают не только с одним одарённым ребёнком, но и с группой таких учеников.

Однако есть и другая позиция, которая заключается в том, что однородные классы и школы воспитывают дух элитарности и неравноправия детей, что приводит к конфликтам в школе или во взрослой жизни.

Эффективные методы работы с одарёнными детьми

Разработка индивидуальных маршрутов не всегда соотносится со школьными реалиями. Нередко, одарённые дети остаются предоставленными сами себе, не раскрывая свой потенциал в полной мере. Чтобы этого избежать, нужно понимать, какие методы наиболее эффективны для работы с одарёнными детьми.

Исследовательский метод предполагает имитацию научного открытия. Учащиеся выявляют проблему, формулируют главную цель проведения исследования, выдвигают гипотезы, которые затем подтверждаются или опровергаются в ходе экспериментов. На основании полученных результатов учащиеся делают выводы, определяют их значимость и возможность применения.

Эвристический (частично-поисковый) метод основывается на выдвижении проблемы учителем и создании условий для самостоятельной деятельности учащихся по её решению. Этот метод удовлетворяет особую образовательную потребность, свойственную одарённым детям – стремление к самостоятельному поиску ответов.

Проблемный метод реализуется через создание проблемной ситуации на уроке. Учитель ставит перед детьми вопрос, вынуждающий искать ответ за пределами известной области знаний. В результате дети учатся мыслить логически, оценивать сложность поставленной задачи и искать различные пути её решения.     

Проектный метод заключается в создании исследовательской ситуации, предусматривающей несколько вариантов действий. Учащиеся самостоятельно ищут наилучший вариант решения проблемы, что создаёт оптимальные условия для раскрытия их потенциала.

Формы работы с одарёнными детьми на уроке

В современной системе школьного образования значительное внимание уделяется развитию способностей учащихся в ходе внеурочной деятельности: кружки, факультативы, подготовка к олимпиадам и так далее. Но некоторые приёмы работы с одарёнными детьми могут быть включены в структуру урока.

Индивидуальные задания

Подготовка докладов и индивидуальных проектов вынуждает детей искать ответы за пределами стандартных учебных материалов, развивать навыки систематизации и представления информации.

Выделение группы одарённых

Группа из 5–8 наиболее одарённых школьников из нескольких параллелей помещается в один класс, с которым работает специально обученный педагог. Учитель даёт группе одарённых продвинутую программу. Эта форма работы оказывает положительное влияние на академические результаты.

Инновационные формы работы с одарёнными детьми

Развитие информационных технологий открывают новые перспективы для работы с одарёнными детьми. Конечно, использование новых технологий ограничивается материально-техническим обеспечением школы и её кадровым потенциалом. Но некоторые инновационные формы работы с одарёнными детьми могут применяться в любой школе:

  • элементы интерактивного обучения: дебаты, мозговой штурм;
  • нетрадиционные виды уроков: уроки-лекции, уроки-исследования;
  • самостоятельные занятия с помощью специализированных интернет-ресурсов с курсами по информатике, физике, филологическим и другим наукам.
  • интернет-олимпиады, конкурсы.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Оставьте комментарий

    Ближайшие мероприятия

    Новые требования к системе СПО: цифровизация, стандартизация, ориентация на регион

    Новые требования к системе СПО: цифровизация, стандартизация, ориентация на регион

    Образование

    Дата проведения: 28 - 30 мая 2019 года

    Формат: цикл вебинаров

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее
    Min и max современного руководителя

    Min и max современного руководителя

    Образование

    Дата проведения: 3 - 21 июня 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials