Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) называют программу, которая берет за основу потребности, способности и возможности обучающихся. Являясь одним из механизмов персонализации образования, ИОМ позволяет школьникам сформировать цель и дойти до нее, объединяя намерения, образ результата обучения и средства его достижения. 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают формирование процесса обучения с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей каждого ученика. На этом фоне на первый план выходят возможности и потребности школьника в самопознании, необходимость осмысленного выбора профиля обучения. 

 

Индивидуализация против традиционного образования. 

Классический образовательный процесс предлагает ученикам заниматься изучением общепринятых идей, научных понятий, закономерностей и теорий. Здесь объекты из реальной жизни подменены опытом специалистов (ученых) или авторов учебных материалов. «Напитанный» чужими знаниями школьник практически не имеет времени (и желания!) на создание собственных представлений о реальности.

ИОМ обеспечивает каждого обучающегося своей площадкой для творческого совершенствования. Образовательное движение по индивидуальным траекториям дает ход обнаружению, реализации и эволюции его способностей и интересов, поэтому он получает возможность выстроить свой образовательный путь. 

Многочисленные исследования продемонстрировали, что таким образом школьник может получать знания во всех образовательных сферах, если ему предоставлены возможности: 

  • применять способы обучения, отвечающие его индивидуальным особенностям;
  • изучать конкретные темы, ставя собственные цели;
  • находить индивидуальный смысл в познании дисциплин;
  • выбирать оптимальную форму и темп обучения, опираясь на собственную подготовленность;
  • оценивать и подвергать коррекции свою деятельность. 

В таких условиях перед каждым педагогом стоит сложнейшая задача – найти подход к каждому ученику. Современная дидактика предлагает два решения этой задачи: 

  • дифференциация обучения;
  • предоставление школьникам возможности построения собственных образовательных траекторий. 

 

ИОМ – технология будущего

Действуя в интересах самореализации обучающихся, ИОМ формируют и развивают адаптированных в социуме, широко образованных, креативных личностей. Этот метод обучения позволяет учиться с опережением и овладевать ключевыми образовательными технологиями. Более того, индивидуальный маршрут повышает уровень учебной мотивации за счет психолого-педагогической поддержки детей. 

Формируя индивидуальные учебные планы, образовательное учреждение дает ученикам возможность: 

  1. Прогнозировать свое будущее («Я сам решаю, какие предметы мне нужны»).
  2. Ставить перед собой конкретные образовательные цели, понимать, для чего они нужны («Я занимаюсь составлением программы образовательной деятельности»).
  3. Конструировать образовательную деятельность («Я определяю сроки, последовательность и средства реализации образовательной программы»). 

Реализация такого плана возможна только при предоставлении школьнику выбора индивидуального маршрута, а также его обеспечения (информация, предметы, методики, кадры, техника, финансы) и сопровождения (педагогического, психологического, административно-организационного). 

 

Важная составляющая реализации ФГОС

У индивидуального образовательного маршрута должна быть конкретная цель. Он должен быть ориентирован на достижение воспитанником государственного стандарта, реализацию его персональных возможностей, а также интеллектуальных, эмоциональных, духовно-нравственных, деятельностных потребностей. Правильно сформированный ИОМ – это путь к метапредметным универсальным учебным заведениям, развитию творчества, способностей и наклонностей школьников, их успешной социализации, а также возникновению желания обучаться. 

Дети с ОВЗ и как с ними работать педагогам? По это теме пройдёт целая конференция: «Создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду и школе» — ссылка

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Перспективы развития системы профессиональных квалификаций в России

    Перспективы развития системы профессиональных квалификаций в России

    Образование

    Дата проведения: 28 мая 2018 года

    Формат: Всероссийский информационно-аналитический вебинар

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, заместителей руководителей ПОО, методистов.

    Подробнее
    Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования

    Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования

    Образование

    Дата проведения: 28 июня 2018 года

    Формат: вебинар

    Для руководителей и заместителей руководителей учреждений всех уровней образования

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях