Информатизация и цифровизация образования

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра, — так говорил американский философ и педагог Джон Дьюи.

Каковы основные цели информатизации образования?

  1.       Улучшение качества обучения с помощью использования современных информационных технологий.
  2.       Использование методов активного обучения, которые делают упор на интеллектуальное и креативное развитие.
  3.       Совмещение различных способов получения знаний: изучение, исследование, эксперимент и т.д.
  4.       Адаптация процесса обучения к индивидуальным потребностям каждого школьника.
  5.       Развитие новых способов обучения, которые будут эффективно мотивировать ребёнка на получение новых знаний.
  6.       Обеспечение непрерывного образования.
  7.       Развитие дистанционного обучения.
  8.       Улучшение программного и методического сопровождения образовательного процесса.

А чего добилось образование с помощью информационных технологий на сегодняшний день? Об этом пишет портал «Dailyonweb».

Цифровизация школы сделала обучение и преподавание проще

Информационные технологии отправили традиционное чтения долгих и нудных лекций в прошлое. С их помощью педагог может создать интересные аудио и видео-презентации, которые не только понравятся ученикам, но и помогут лучше понять и усвоить материал. Также это может способствовать организации интерактивного обучения. Цифровизация заменяет всё больше привычных вещей в классе, делая работу учителя проще, а обучение эффективнее.

Информатизация помогает следить за всеми учениками в классе

Это стало возможно благодаря всевозможным приложениям и программам, которые могут быть использованы директором, завучами и учителями для того, чтобы отслеживать прогресс каждого ребёнка и держать его родителей в курсе результатов, если это необходимо. Чем меньше бумажной работы — тем лучше, верно? Другие приложения педагог может использовать для того, чтобы помочь детям со сложными вопросами или предоставить им доступ к дополнительному теоретическому материалу.

Электронные учебники

Следствие цифровизации школы — использование компьютерных технологий в решении тестов, домашнего задания и других задачах. Также набирает популярность и использование электронных учебников. С одной стороны, это дёшево, удобно и помогает окружающей среде (снижает вырубку лесов). С другой — рынок учебников России, к сожалению, пока к этому не готов.

В 2018 году Министерство просвещения решило заменить бумажные версии цифровыми в средней и старшей школе к 2020 году. Но что-то пошло не так.

80 % рынка учебников контролируют примерно поровну издательство «Просвещение» и корпорация «Российский учебник». Тиражи — гигантские, за 2017 год они напечатали 100,4 миллиона и 93 миллиона копий соответственно. А стоит бумажная версия в 5 — 10 раз дороже.

У обеих компаний есть электронные версии всех учебников, потому что это обязательное условие попадания в перечень. Но они плохо работают, о чём свидетельствует большое количество негативных отзывов.

Другая проблема, общая для информатизации современного образования — психологическая, а именно нежелание большого числа учителей использовать технологии. Обычно это происходит из-за низкого уровня информационной культуры, недостатка навыков работы с компьютером, нежелания их получать.

Если эти два вопроса решатся, то останется ещё третий — нехватка денег в школах. Всё вместе это делает перспективу повсеместного перехода на электронные учебники очень отдалённой.

Информатизация сделала обучение интересным и весёлым

Каждый школьник в современном мире знает, как использовать компьютер, планшет или смартфон. Информационные технологии можно использовать так, чтобы направить эти знания в позитивное русло — использовать гаджеты в классе для того, чтобы сделать урок интерактивным. Это может быть просмотр видеоролика по теме, обмен информацией, её поиск, решение задач и тестов в специальных приложениях. Это делает урок интересным и увлекательным для учителя и ребёнка.

Информатизация в образовании сделала его доступным для всех

Виртуальный класс набирает популярность, потому что позволяет ученику посетить занятия из любой точки мира, если у него есть стабильный доступ в интернет и компьютер. Так он может получать знания в комфортной обстановке и в то время суток, которое ему будет удобно. Другое преимущество — возможность обучаться в школе, которая раньше была недоступно по географическим причинам. Сегодня существуют и сайты, которые предоставляют бесплатное онлайн-обучение на любую тему, например, «Khan Academy» (русская версия портала тоже существует). Там можно найти курсы, которые подойдут для любого возраста.

Групповые занятия и задания стали проще

На традиционном уроке, когда учитель даёт задачу, для которой нужно объединиться в группы, возникают сложности. У каждого ученика есть своё мнение и общее обсуждение превращается в хаос. А благодаря информатизации образования можно устроить обсуждение в социальных сетях или на форуме. Там есть все условия для этого.

Удобство и инклюзия

Более 87 % людей лучше всего воспринимают информацию визуально и тактильно. Цифровизация образования предоставляет возможность учиться так, как удобнее, а не только с помощью чтения, слушания или конспектирования. Есть и специальные приложения, которые имеют функции для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Это может быть упрощённое отображение на экране, упрощённые инструкции, дополнительные возможности меню и управления, совмещение графики и текста, аудиосопровождение, возможность выбрать уровень сложности, упрощённое исправление ошибок и т.д.

Информатизация образования — необходимость, а не роскошь. Выпускник должен быть готов к обществу и работе, которые сегодня нацелены на широкое применение технологий. В образовании же они могут служить универсальным инструментом, который помогает во множестве аспектов получения знаний. Более того, мастерство применения этого инструмента само по себе является важным навыков в большинстве профессий.

Как информатизация образования повлияла на управление школой? Каким должен быть педагог XXI века? Каковы тренды современного образования? Все эти вопросы будут обсуждаться на Международном практикуме-интенсиве «Школа завтрашнего дня», который пройдёт 10 — 12 декабря 2019 года.

Оставьте комментарий

  • Scottkiz

    Вероятно, на общешкольном собрание педагог заявил лично вам, что у вашего ребенка бывают проблемы с явными речевыми или языковыми навыками. А может быть вы лично в свое время беседуя с ребенком обнаружили неожиданное шепелявость? Вы осмыслили что это неправильно? И если так, что нужно сделать? Все малыши формируются по разному, и для кого-то трансформация от простых слов к хорошо выраженному и грамматически безошибочному предложению потребуется несколько лет,а прочие почти сразу( к 1 году) начинают без умолка болтать. Однако к 5 годам мальчик/девочка обязан(на) иметь навык не только излагать несложные предложения, заключающиеся из 2-3 слов, но и последовательно совершать длинные выражения. Осмотр сертифицированным по речи помогает разобраться, имеются ли у вашего школьника трудности в речи. Логопедическая терапия - сегодня это терапия для большей части детей с патологиями речи и / или языка,или задержки психического развития. Деткам возможно потребуется помощь профессионала логопеда
    Ответить

    Ближайшие мероприятия

    7 лайфхаков руководителя: рабочие приёмы и фишки для эффективного управления

    7 лайфхаков руководителя: рабочие приёмы и фишки для эффективного управления

    Образование

    Дата проведения: 14 ноября 2019 года

    Формат: Вебинар

    Для руководителей всех уровней

    Подробнее
    Школа завтрашнего дня

    Школа завтрашнего дня

    Образование

    Дата проведения: 10 - 12 декабря 2019 года

    Формат: Международный практикум-интенсив

    Для руководителей общеобразовательных организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials