Организация инклюзивного профессионального образования в колледжах

Как устроить комфортную учебу в профессиональном образовательном учреждении для студентов с ОВЗ?

Инклюзия подразумевает создание специальных условий получения образования с учётом особых потребностей обучающихся с ОВЗ. При организации инклюзивного образования в колледжах молодые люди с ОВЗ осваивают различные виды деятельности, приобретают поддержку и уверенность в собственных силах.

Этой теме «Академия профессионального развития» посвятила вебинар «Особенности организации инклюзивного профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ», который прошёл 26 июня 2017 года. Участие в мероприятии приняли почти 40 педагогов профессионального образования. Участники активно обсуждали тему вебинара в чате и задавали вопросы эксперту.

Экспертом выступила Елена Юрьевна Азбукина – доцент, кандидат педагогических наук, автор работ по инклюзивному образованию и доцент кафедры интерактивных технологий в образовании Центра метапредметной подготовки и конвергентных программ ГАОУ ВО МИОО.

Елена Азбукина начала своё выступление с рассмотрения нормативной базы инклюзивного образования. Задача закона «Об образовании» заключается в расширении образовательных возможностей граждан, в том числе тех, кто имеет ограничения по здоровью и особые образовательные потребности.

В пятой статье закона «Об образовании» говорится о необходимости создания условий для получения без дискриминации качественного образования для лиц с ОВЗ.

Для студентов с ОВЗ организуют:

  • специальные образовательные программы и методы обучения;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактический материал;
  • специальные технические средства коллективного или индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента, помощника;
  • проведение групповых и индивидуальных занятий;
  • беспрепятственный доступ в здание образовательной организации.

Специальные образовательные условия организуются с учётом особенностей студентов с ОВЗ.

Какие особенности у разных категорий студентов с ОВЗ?

Студенты с нарушениями слуха испытывают трудности при восприятии устной речи, поэтому педагогу следует чётко проговаривать слова, чтобы студент мог на слухо-зрительном уровне понять информацию. Также Елена Азбукина рекомендует педагогам изучить основы дактилологии.

Глухие, слабослышащие и позднооглохшие студенты характеризуются сниженным темпом внимания, высоким уровнем утомляемости и преобладанием образной памяти над словесной, поэтому на занятиях используются приёмы наглядности.

Слепым и слабовидящим студентам свойственно замедленное развитие процесса запоминания. В этом случае Азбукина советует использовать интерактивные технологии вместо постоянного повторения материала.

У студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата встречаются первичная задержка психического развития, нарушения речи и высокий уровень невротизации. Часто дети и подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата «витают в облаках». Для того чтобы вывести подростка из этого состояния необходима педагогическая поддержка – педагог подаёт материал в облегчённом варианте, даёт задания для самостоятельного изучения и развития творческого потенциала.

Подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут неадекватно оценивать себя как субъекта профессиональной деятельности. Педагог помогает студенту с ОВЗ адаптироваться умением подбодрить и поощрить.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в колледже организуются медико-психолого-педагогические мероприятия, все действия строго регламентируются, удовлетворяется потребности студентов с ОВЗ в организации безбарьерной среды и индивидуализации процесса обучения.

У студентов с РАС нарушены процессы коммуникации, поэтому для педагога важно установить эмоциональный контакт со студентом-аутистом.

Все категории студентов с ОВЗ нуждаются в толерантном отношении, одобрении и поощрении успехов в образовательной деятельности.

Как проводятся вступительные испытания лиц с ОВЗ?

Начать следует с организации профориентационной работы и обеспечения информационной открытости. На сайте образовательной организации указывается вся необходимая информация, на основе которой подросток с ОВЗ и его родители принимают решение, сможет ли он учиться в этом учреждении или нет.

- Вступительные испытания могут проходить вместе с другими абитуриентами, - считает эксперт. – В таком случае организуется беспрепятственный доступ в аудиторию и туалетную комнату. Всем абитуриентам предоставляется печатная инструкция и разрешается использование технических средств.

Подросткам с нарушениями зрения предоставляются адаптированные инструкции и задания, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля. В аудитории регулируется освещение, студентам разрешается использовать увеличительные устройства.

Абитуриенты с нарушениями слуха на вступительных испытаниях используют звукоусиливающую аппаратуру коллективного или индивидуального пользования.

Для лиц с нарушениями речи и слуха вступительные испытания по желанию абитуриента могут проводиться в письменной форме.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата задания вступительных испытаний зачитывает ассистент или они выводятся на устройствах со специальным программным обеспечением. Также вступительные испытания могут проводиться в устной форме.

Во время вебинара участники активно задавали вопросы эксперту, а Елена Азбукина на них отвечала.

Наталья Константиновна Солоненко:

- На какие специальности СПО можно принимать абитуриентов с ОВЗ?

Елена Юрьевна Азбукина:

- Вы, собственно, в образовательной организации имеете возможность самостоятельно просмотреть те специальности, которые у вас сегодня присутствуют. Если это ребёнок с нарушениями интеллектуального развития либо ребёнок, который однозначно не сможет пройти практику по данной специальности СПО, то, конечно же, такого ребёнка принимать по медицинским показаниям. Здесь нужно чётко понимать, что состояние ребёнка, индивидуальное состояние поступающего с ОВЗ или инвалидностью не должно препятствовать освоению данной специальности, данной программы профессионального образования. Поэтому если нет медицинских показаний, тогда нужно просматривать, насколько вы сможете создать специальные условия, если есть медицинские показания, тогда по медицинским показаниям ребёнок не может поступать на ту или иную специальность.

Людмила Ивановна Шадрина:

- Разработаны ли примерные нормативные акты, регламентирующие образовательный процесс в ПОО, в том числе организацию производственной практики по педагогическим специальностям (особенно для студента с нарушением опорно-двигательного аппарата)?

Елена Юрьевна Азбукина:

- Нужно смотреть на условия прохождения практики, на требования к практике, на какие-то профессиональные особенности того или иного направления прохождения производственной практики обучающегося с ОВЗ.

Елена Азбукина считает, что студент с нарушением опорно-двигательного аппарата может пройти педагогическую практику, если у студента нет серьёзных ограничений в передвижении и его речь достаточно развита.

Требования к образовательному процессу и прохождению практики представлены в законе «Об образовании» и в федеральных стандартах профессионального образования.

Задача педагога – организовать комфортную образовательную среду, для реализации этой задачи обучающегося необходимо воспринимать как субъекта образовательного процесса. Азбукина призывает педагогов отойти от декларативной подачи знаний и увидеть в студентах с ОВЗ и студентах условной нормы, прежде всего, людей с собственным мировоззрением и собственными социальными установками.

Для организации толерантной социокультурной среды в колледже Елена Азбукина предлагает создать волонтёрское движение среди студентов, что поможет подросткам с ОВЗ социализироваться, а студенты условной нормы приобретут качества, необходимые для жизни в обществе без дискриминации.

О последних новостях сферы СПО, вы сможете узнать на Всероссийской практической конференции «Перспективные направления развития профессионального образования: новые формы и содержание».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Образование

    Дата проведения: 3 - 13 декабря 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях