Формирование универсальных учебных действий

Как сформировать УУД?

Генеральная линия ФГОС – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий. Цель школы – научить детей самостоятельно учиться и распоряжаться собственной жизнью.

Чтобы понять, как формируются универсальные учебные действия, необходимо сначала разобраться, что из себя представляет это понятие. Для этого мы провели в сентябре вебинар «Универсальные учебные действия: понятие, виды, технология разработки учебных заданий для развития УУД».

Онлайн-семинар провела Марина Ростиславовна Битянова, эксперт в области психологии образования, кандидат психологических наук, доцент и автор более 100 публикаций в области современного образования.

Что такое УУД? Во-первых, это действие – элемент деятельности. Чтобы разобраться, Битянова предлагает участникам сравнить три понятия:

  • действие;
  • способ;
  • алгоритм.

Кажется, что мы хорошо понимаем значение этих слов, но как они друг к другу соотносятся?

Действие – это элемент деятельности, содержание которого определяется целью.

Способметод в исполнении какой-либо задачи.

Алгоритмпоследовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать определённые задачи.

Исходя из определений приходим к следующей схеме:

Действие включает в себя способ и алгоритм, что приводит к рабочему определению УУД, помогающему разрабатывать задания для их формирования.

Универсальное учебное действие – способ достижения учебной цели, осуществляемый по алгоритму.

«Учебное» означает, что УУД формируются в учебной деятельности. Универсальность проявляется в том, что УУД применяются в любом школьном предмете и в жизненных ситуациях.

 

– Умение выбирать никак не изменяется, перетекая с урока математики на урок технологии, а потом в реальную жизнь, – объясняет Марина Битянова. – И когда люди выбирают профессию, мужа или жену, способ жизни и в какой стране жить, когда люди выбирают, что им пить утром – чай или кофе, они пользуются тем же самым алгоритмом, каким пользовались, сравнивая углы.

Поэтому необходимо учить именно универсальному действию вне зависимости от контекста.

Виды УУД

В соответствии с образовательным стандартом УУД разделяются на 4 группы:

  • познавательные,
  • коммуникативные,
  • регулятивные,
  • личностные.

Марина Битянова предлагает другую классификацию, на основе которой проектируются конкретные задания и образовательные ситуации.

Авторская классификация УУД

Структура познавательных способов действия:

  • постановка учебной цели, которая определяет необходимость применения той или иной логической операции;
  • реализация логической операции;
  • вывод.

Вывод объединяет учебную цель и результат выполнения логической операции. Без постановки цели вывод невозможен.

Пример задания на формирование познавательного способа действия

Информационный способ действия включает в себя:

  • учебную цель, которая определяет задачу работы с информацией;
  • выбор и реализацию необходимой логической операции;
  • вывод о достижении поставленной цели.

В основе информационных универсальных способов могут лежать не логические операции, а закреплённые в культуре и практике работы с информацией приёмы: графическое представление информации, перевод данных из одной формы в другую и так далее.

Коммуникативные способы действия также основываются на закреплённых в культуре приёмах организации общения: аргументирование, формулирование вопросов на понимание, на разрешение конфликтных ситуаций и другие.

Структура коммуникативного универсального способа:

  • учебная цель, которая запрашивает необходимость общения;
  • коммуникативная задача и приём организации общения, который помогает эту задачу решить;
  • вывод.

Пример задания на формирование коммуникативного способа действия

Основной инструмент формирования универсальных способов действия – специально разработанные учебные задания, которые опираются на модели познавательных, информационных и коммуникативных способов действия.

Элементы деятельности – это УУД, которые помогают осуществлению учебной деятельности на разных её этапах.

К элементам деятельности относятся регулятивные УУД и регулятивно-коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД обеспечивают реализацию индивидуальной учебной деятельности. Особенность структуры таких УУД заключается в том, что первым шагом в алгоритме будет ответ на вопрос: что было содержанием предыдущего этапа деятельности? То есть первый шаг – это определение характера учебной проблемы. Критерии оценивания формулируются ответом на вопрос: на какой результат необходимо выйти? В алгоритме планирования основным шагом будет ответ на вопрос: какие задачи нужно решить, для того чтобы получить результат с такими свойствами?

Регулятивно-коммуникативные УУД обеспечивают осуществление групповой деятельности: обсуждение и постановка общей учебной цели, распределение обязанностей, выбор путей достижения цели и так далее. В структуре таких УУД появляется коммуникативная задача.

Основной инструмент формирования элементов деятельности – специальным образом спроектированная образовательная ситуация, которая воспроизводит всю структуру учебной деятельности и позволяет совершенствовать применение разных способов действия.

Формирование УУД

Этапы формирования универсальных способов действия:

  1. Учитель предлагает учащимся задание, требующее применения определённого способа действия, которым ученики ещё не владеют – учащиеся выполняют задание с опорой на образец.
  2. Учитель уже не задаёт образец выполнения, но направляет учащихся вопросами: зачем мы это делаем? Что получим в результате? Что именно нам нужно сделать? В определённый момент учитель даёт название способа действия, помогает ученикам осознать основные этапы его осуществления, назначение. Результат этапа – выполнение учащимися учебного действия, построенного на метапредметном способе, с помощью наводящих вопросов учителя.
  3. Учитель ставит перед учащимися учебную задачу и предлагает им применить известный способ действия для её решения. На этом этапе учащиеся учатся видеть в конкретном задании общие закономерности применения способа, которые не зависят от предметного содержания.
  4. Учитель ставит перед учащимися учебную задачу и предлагает им найти и применить адекватный задаче способ действия. Ученики самостоятельно выбирают и применяют тот или иной способ, ориентируясь на цель задания.

Формирование универсальных способов начинается с начальной школы и завершается к концу основного звена школы. В начальных классах ученики проходят первый и второй этап овладения универсальными способами. В средней школе осваиваются последние два. В дальнейшем ученики применяют сформированные УУД для решения задач, встающих перед ними в разных видах учебной и социальной деятельности: проектировании, исследовании, управлении и так далее.

Этапы формирования элементов деятельности:

  1. Учитель рассказывает о цели урока, о плане и этапах достижения цели, объясняет назначение конкретных заданий, которые ученики выполнят самостоятельно, затем контролирует и оценивает действия учеников. Самостоятельность учеников минимальна.
  2. Ученик самостоятельно выполняет действия и осуществляет контроль и оценивание результата.
  3. К деятельности ученика прибавляется планирование порядка действий с учётом цели урока.
  4. Учитель представляет ученикам проблемную ситуацию. Учащиеся самостоятельно определяют на её основе цель, порядок действия и проходят все этапы учебной деятельности по решению проблемной ситуации.

Первые два этапа формируются в начальных классах. В полном объёме элементами деятельности ученики овладевают в основной школе.

Для формирования УУД в заданиях всегда должна быть возможность сделать вывод, для чего ставится чёткая цель – ученик должен понимать, зачем он применяет ту или иную логическую операцию, тот или иной приём.

Универсальные учебные действия – это инструменты мышления, деятельности, коммуникации или самопознания, которые помогают ставить цели и достигать их, включаться в совместную деятельность. Создавая условия для поэтапного формирования УУД, учителя развивают у учеников способность учиться, помогают им стать самостоятельными в образовательном процессе и в собственной жизни.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.


Комментарии

Ближайшие мероприятия

«Хвалить нельзя ругать»

«Хвалить нельзя ругать»

Дошкольное образование

Дата проведения: 24 декабря 2019 года

Формат: Онлайн-вебинар

Для Руководителей всех уровней

Подробнее
Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях