Помогают ли школы социальной мобильности или наоборот?

Как школы влияют на социальную мобильность

Мы представляем себе школу как образовательное пространство, предоставляющее всем участникам равные возможности, но большое международное исследование от OЕCD economics предоставляет обратную картину.

Дают ли школы больше возможностей тем, у кого они и так уже есть?

  1. Каждый год, который ребёнок тратит на обучение увеличивает разрыв между богатыми и бедными.
  2. В среднем, в более чем 60 странах разница между богатейшими и беднейшими школьниками соответствует трём годам обучения к 15-летнему возрасту.
  3. Только 1 ребёнок из 10 бедных семей достигает тех же результатов, что его сверстник из богатой семьи.

Отрыв увеличивается с годами

Исследование, о котором пишет портал BBC, учитывало результаты контрольных работ, которые делали 10-летние школьники в 1995 году, 15-летние в 2000 году и молодые люди 25-летнего возраста десятилетие спустя. На каждом этапе социальное расслоение, с некоторыми исключениями, увеличивалось.

За этим несложно проследить. Дети из более обеспеченных семей продвигаются в обучении быстрее, благодаря поддержке семьи, у них больше шансов попасть в хорошую школу или университет, не малую роль играет и помощь в образовании от более образованных родителей. Сумма всех этих факторов увеличивает их преимущества.

По результатам исследования, в 13 % случаев разница в результатах обучения в возрасте 15 лет обусловлена социальными условиями. Цифры отличаются для разных стран, например, в Великобритании это число меньше среднего — 11 %, в Норвегии и Эстонии ещё меньшее (8 %), во Франции достигает 20 %, а в Германии и Швейцарии 16 %.

Несмотря ни на что

Есть и положительные результаты. Руководитель OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) Андреас Шлейхер утверждает, что бедность — это не приговор. Существуют системы образования, в которых дети без преимуществ показывают себя хорошо.

В таких странах, как Сингапур, Япония и Финляндия, результаты контрольных работ беднейших 20 % выше, чем у богатейших 20 % в Словакии, Уругвае, Бразилии и Болгарии. Великобритания тоже не отстаёт — средний школьник там имеет результаты выше чем 20 % богатейших в Италии и не сильно отстаёт от такой же группы школьников из Испании.

— Это говорит о том, что дети с одинаковыми социальными условиями могут показывать сильно отличающиеся результаты, — считает Шлейхер. — То, что некоторые страны сделали систему образования одинаково доступной для всех, даёт повод для оптимизма.

Исследование так же выявило другие факторы, которые помогают школьникам без социальных преимуществ показывать отличные результаты, в том числе и во Вьетнаме и Китае. Одна из ярко выраженных тенденций — влияние каждой конкретной школы. Во многих странах бедные школьники ходят в учебные заведения с такими же детьми, но, если это изменить, как показывает исследование, они будут достигать больших успехов в обучении.

Мест больше, выбор меньше

Исследование показывает, как легко неравенство укрепляется в образовании. Число студентов увеличивается, но это не обязательно делает систему справедливой. В Сингапуре многие студенты университетов будут первыми в своей семье, кто получит высшее образование. Это — пример равных возможностей. Но в Италии обеспеченные семьи с большей вероятностью получат место в высшем учебном заведении, что увеличивает расслоение общества. В рамках равенства Италия движется назад, считает Андреас Шлейхер.

Существуют и отличия для разных поколений. В США, если рассматривать людей в возрасте от 25 до 65, старшие группы с большей вероятностью продвинутся или продвинулись дальше в образовании, чем их родители. Это говорит о том, что тенденция последних лет — снижение образовательных возможностей.

В западных демократических странах не получается дать всем равные возможности. В другом докладе OECD показано, что в Великобритании возможности настолько ограничены, что в среднем для того, чтобы бедным семьям достичь среднего дохода, должно смениться пять поколений.

— Качественное образование является одним из основных обещаний правительств демократических стран, а социальная мобильность является проверкой этих обещаний, — говорит Шлейхер. — Так что, да, я считаю, что нам надо обеспокоиться, если социальная мобильность ограничена или ухудшается.

Он также считает, что ухудшение не может быть объяснено увеличением людей с высшим образованием, которые конкурируют друг с другом, потому что запрос на выпускников высших учебных заведений и квалифицированные кадры увеличивается, как минимум, с такой же скоростью. Он предупреждает о том, что социальное неравенство прочно укрепляется в системе образования, и говорит, что низкая социальная мобильность и разница в достатке взаимосвязаны.

Пока богатейшие семьи увеличивают свой отрыв от остальных, это, скорее всего, также снижает шансы талантливых, но «непривилегированных» детей проявить себя. Проблема в том, что наши системы образования не могут «справиться» с социальным неравенством, и социальное расслоение продолжает расти.

Ситуация в России

В России в вопросе доступности образования есть положительные моменты. Во-первых, это то, что количество бюджетных мест в высших учебных заведениях выросло в последние годы. По информации портала topwar.ru за период с 2001 по 2016 год оно сократилось с 46 до 40 %, но к 2018—2019 учебному году выросло до 57 %, об это заявила министр просвещения Ольга Василева в начале 2018 года. Во-вторых, ЕГЭ в нашей стране делает равными для всех абитуриентов возможности для поступления в лучшие университеты. Это тоже не может не радовать.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Комментарии

Ближайшие мероприятия

«Хвалить нельзя ругать»

«Хвалить нельзя ругать»

Дошкольное образование

Дата проведения: 24 декабря 2019 года

Формат: Онлайн-вебинар

Для Руководителей всех уровней

Подробнее
Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях