Как школы влияют на социальную мобильность

Дают ли школы больше возможностей тем, у кого они и так уже есть?

  1. Каждый год, который ребёнок тратит на обучение увеличивает разрыв между богатыми и бедными.
  2. В среднем, в более чем 60 странах разница между богатейшими и беднейшими школьниками соответствует трём годам обучения к 15-летнему возрасту.
  3. Только 1 ребёнок из 10 бедных семей достигает тех же результатов, что его сверстник из богатой семьи.

Отрыв увеличивается с годами

Исследование, о котором пишет портал BBC, учитывало результаты контрольных работ, которые делали 10-летние школьники в 1995 году, 15-летние в 2000 году и молодые люди 25-летнего возраста десятилетие спустя. На каждом этапе социальное расслоение, с некоторыми исключениями, увеличивалось.

За этим несложно проследить. Дети из более обеспеченных семей продвигаются в обучении быстрее, благодаря поддержке семьи, у них больше шансов попасть в хорошую школу или университет, не малую роль играет и помощь в образовании от более образованных родителей. Сумма всех этих факторов увеличивает их преимущества.

По результатам исследования, в 13 % случаев разница в результатах обучения в возрасте 15 лет обусловлена социальными условиями. Цифры отличаются для разных стран, например, в Великобритании это число меньше среднего — 11 %, в Норвегии и Эстонии ещё меньшее (8 %), во Франции достигает 20 %, а в Германии и Швейцарии 16 %.

Несмотря ни на что

Есть и положительные результаты. Руководитель OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) Андреас Шлейхер утверждает, что бедность — это не приговор. Существуют системы образования, в которых дети без преимуществ показывают себя хорошо.

В таких странах, как Сингапур, Япония и Финляндия, результаты контрольных работ беднейших 20 % выше, чем у богатейших 20 % в Словакии, Уругвае, Бразилии и Болгарии. Великобритания тоже не отстаёт — средний школьник там имеет результаты выше чем 20 % богатейших в Италии и не сильно отстаёт от такой же группы школьников из Испании.

— Это говорит о том, что дети с одинаковыми социальными условиями могут показывать сильно отличающиеся результаты, — считает Шлейхер. — То, что некоторые страны сделали систему образования одинаково доступной для всех, даёт повод для оптимизма.

Исследование так же выявило другие факторы, которые помогают школьникам без социальных преимуществ показывать отличные результаты, в том числе и во Вьетнаме и Китае. Одна из ярко выраженных тенденций — влияние каждой конкретной школы. Во многих странах бедные школьники ходят в учебные заведения с такими же детьми, но, если это изменить, как показывает исследование, они будут достигать больших успехов в обучении.

Мест больше, выбор меньше

Исследование показывает, как легко неравенство укрепляется в образовании. Число студентов увеличивается, но это не обязательно делает систему справедливой. В Сингапуре многие студенты университетов будут первыми в своей семье, кто получит высшее образование. Это — пример равных возможностей. Но в Италии обеспеченные семьи с большей вероятностью получат место в высшем учебном заведении, что увеличивает расслоение общества. В рамках равенства Италия движется назад, считает Андреас Шлейхер.

Существуют и отличия для разных поколений. В США, если рассматривать людей в возрасте от 25 до 65, старшие группы с большей вероятностью продвинутся или продвинулись дальше в образовании, чем их родители. Это говорит о том, что тенденция последних лет — снижение образовательных возможностей.

В западных демократических странах не получается дать всем равные возможности. В другом докладе OECD показано, что в Великобритании возможности настолько ограничены, что в среднем для того, чтобы бедным семьям достичь среднего дохода, должно смениться пять поколений.

— Качественное образование является одним из основных обещаний правительств демократических стран, а социальная мобильность является проверкой этих обещаний, — говорит Шлейхер. — Так что, да, я считаю, что нам надо обеспокоиться, если социальная мобильность ограничена или ухудшается.

Он также считает, что ухудшение не может быть объяснено увеличением людей с высшим образованием, которые конкурируют друг с другом, потому что запрос на выпускников высших учебных заведений и квалифицированные кадры увеличивается, как минимум, с такой же скоростью. Он предупреждает о том, что социальное неравенство прочно укрепляется в системе образования, и говорит, что низкая социальная мобильность и разница в достатке взаимосвязаны.

Пока богатейшие семьи увеличивают свой отрыв от остальных, это, скорее всего, также снижает шансы талантливых, но «непривилегированных» детей проявить себя. Проблема в том, что наши системы образования не могут «справиться» с социальным неравенством, и социальное расслоение продолжает расти.

Ситуация в России

В России в вопросе доступности образования есть положительные моменты. Во-первых, это то, что количество бюджетных мест в высших учебных заведениях выросло в последние годы. По информации портала topwar.ru за период с 2001 по 2016 год оно сократилось с 46 до 40 %, но к 2018—2019 учебному году выросло до 57 %, об это заявила министр просвещения Ольга Василева в начале 2018 года. Во-вторых, ЕГЭ в нашей стране делает равными для всех абитуриентов возможности для поступления в лучшие университеты. Это тоже не может не радовать.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Оставьте комментарий

    Ближайшие мероприятия

     7 лайфхаков для директора колледжа: облегчаем жизнь руководителя

    7 лайфхаков для директора колледжа: облегчаем жизнь руководителя

    Образование

    Дата проведения: 14 ноября 2019 года

    Формат: Вебинар

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее
    Школа завтрашнего дня

    Школа завтрашнего дня

    Образование

    Дата проведения: 10 - 12 декабря 2019 года

    Формат: Международный практикум-интенсив

    Для руководителей общеобразовательных организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials