Классификация исков пациентов
Законодательство, регулирующее сферу здравоохранения, прописывает право гражданина на компетентную медицинскую помощь, а также право работников медицины на защиту от безосновательного обвинения. Сегодня у пациентов есть возможность подавать в суд иски к поликлиникам и больницам, исходя из фактов недоброкачественного оказания медицинских услуг.
Теперь медицинским организациям приходится тщательно следить за собственной документацией, а юристам лечебно-профилактических учреждений – за законностью отношений, возникающих между персоналом и пациентами. Любой просчет или плохая организация лечения грозят больницам и поликлиникам серьезными экономическими убытками и потерей репутации.
Защитить попранные права пациент может своими силами или при поддержке родственников, общества по защите прав потребителей, страховщиков, органа надзора и т.д. Жалобу можно подать руководителям ЛПУ, в котором были получены медицинские услуги, в профессиональные медицинские ассоциации, а также в суд.
Среди нарушений прав пациента чаще всего встречаются:
- Безосновательный отказ от предоставления медицинских услуг (направления на госпитализацию, а также оказания помощи – неотложной, амбулаторной или специализированной). Профессиональный анализ качества медпомощи должен определить, были ли причины отказа беспочвенными, причинен ли отказом ущерб здоровью пациента.
- Низкокачественная медицинская помощь. Если экспертиза подтвердит недостаточный уровень качества медпомощи, не сказавшийся на здоровье пациента, оснований для его возмещения не возникнет. Иски о моральном вреде подлежат рассмотрению в суде. Если дефекты медицинской услуги можно устранить получением услуги на платной основе, пациент вправе требовать возмещения своих расходов.
- Плохое качество помощи, оказавшее влияние на состояние здоровья пациента. Если исследование подтвердит причинение вреда здоровью и жизни, ЛПУ может понести гражданскую ответственность, а виновный медицинский работник – ответственность дисциплинарного или уголовного характера.
- Практика применения болевых лечебных методов при возможности их избежания или замены на щадящие аналоги может стать основанием для иска о возмещении нравственных и физических страданий.
- Безосновательное требование оплаты медицинской помощи. Пациент может адресовать запрос о законности действий ЛПУ страховщикам или предъявить ЛПУ иск о возврате денежных средств за лечение, а также взыскать моральный ущерб.
- Злоупотребления медицинских работников (вымогание денег, превышение полномочий, небрежность, должностные подлоги).
- Несоблюдение условий и режима лечения. К виновному сотруднику могут быть применены меры административного взыскания на основании экспертного заключения о выявленных нарушениях.
- Несоблюдение прав пациента в отношении его осведомленности о диагнозе, рисках и последствиях, результатах лечения и хранения врачебной тайны.
- Допущение ошибок в оформлении медицинской документации (предоставление недостоверной документации – медицинской, статистической, финансовой). На основании заключения экспертной комиссии пациент имеет право требовать применения к виновным дисциплинарных взысканий.
Приглашаем вас принять участие в Международной конференции для частных клиник «Инновационные подходы к удовлетворению ожиданий современных пациентов», где вы получите инструменты для создания положительного имиджа вашей клиники, что повысит спрос на медицинские услуги и увеличит прибыль. Сделайте первый шаг на пути развития вашей клиники.
Комментарии
Ближайшие мероприятия

«Хвалить нельзя ругать»
Дата проведения: 24 декабря 2019 года
Формат: Онлайн-вебинар
Для Руководителей всех уровней

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО
Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года
Формат: Международная конференция
Для руководителей профессиональных образовательных организаций