Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ – командная работа специалистов

Количество детей с ОВЗ неуклонно растёт. Дети с различными расстройствами (слуха, зрения, психики) уже не исключение из правил, а реальность, которая требует к себе должного отношения во всех сферах жизни общества – начиная с воспитания, заканчивая образованием, трудоустройством и обеспечением достойных условий проживания.

Медленно, но верно меняется отношение к детям с ОВЗ – причину инвалидности видят в обществе, которое неспособно обеспечить удовлетворение специальных потребностей таких детей.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ являются спасительным решением двух проблем:

  • Удовлетворяют образовательные потребности;
  • Обеспечивают право на качественное образование.

Составление и осуществление рабочих образовательных программ – автономная задача образовательных организаций.

Адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ, соответствующие ФГОС (образовательным стандартам), учитывают их (детей):

  1. Особенности развития (физического и психического);
  2. Возможности и потребности.

Перечень подобных (примерных) образовательных программ, (их можно использовать как базисные в процессе составления действующих) предоставляет реестр адаптированных программ для детей с ОВЗ.

Разработка адаптированных рабочих программ проводится в несколько этапов:

  • Оценка (анализ) образовательных потребностей.
  • Выработка тактики и стратегии образовательного процесса (их основа – результаты медико-психологического обследования).
  • Распределение обязанностей по реализации.

Разработка адаптированной образовательной программы – командная работа квалифицированных специалистов – от педагога до психолога. В формулирование целей нужно вовлекать и родителей. От вовлечения специалистов зависит успех программы – в процессе реализации и в достижении желаемого результата.

Коррекционная программа для детей с ОВЗ – не только специальные условия 

Основная цель, которую преследует коррекционная программа для детей с ОВЗ – создание индивидуальных условий обучения детей, требующих особых подходов к обучению, воспитанию, интеграции в коллектив.

Программа коррекционной работы по ФГОС должна:

  • выявлять особые образовательные потребности потенциальных учащихся;
  • предоставлять индивидуально ориентированную всестороннюю помощь детям;
  • давать детям возможность получать основное образование;
  • интегрировать детей в среду образовательной организации, тем самым сводя на нет тяжкие последствия вынужденной социальной изоляции, которую часто испытывают на себе «особые» дети.

Коррекционно развивающая программа для детей с ОВЗ ориентирована не только на усвоение детьми предметных знаний. Несомненно, важно формирование у них системы ценностей, поведенческих ролей и социальных норм – всего того, что так необходимо каждому, чтобы успешно реализоваться в различных жизненных сферах, ощущать себя полноценной личностью.

Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ на всех своих этапах должна:

  • соблюдать интересы ребёнка;
  • вовлекать в процесс различных специалистов (от педагогов, специальных педагогов до психологов и психотерапевтов) и социальных партнеров;
  • позволять семье (родителям совместно с ребенком) выбирать форму образования, образовательную организацию;
  • интегрировать ребёнка в учебно-воспитательную среду;
  • создавать ситуации, в которых учащийся мог бы раскрыть способности и потенциал, почувствовать себя успешным.

Успех коррекционных программ зависит от сотрудничества специалистов образовательной организации. Потому за реализацию программы отвечает не один специалист, а целая коррекционно-развивающая служба (ниже представлена примерная структура и функции службы):

Коррекционно-развивающая служба

Название группы

Состав

Функции

Административная

Представители администрации образовательной организации

·    Контроль и диагностика деятельности участников образовательного процесса,

·    Координация и регуляция остальных групп.

Социально-педагогическая

Учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, школьный инспектор

·    Осуществление учебно-воспитательного процесса,

·    Адекватная и своевременная помощь в проблемных ситуациях.

Профилактическая

Фельдшер, учителя (физкультуры, ритмики), логопед

·    Профилактика здоровья учащихся

Психологическая

Психолог, классный руководитель

·    Осуществление диагностической работы

·    Выработка совместных рекомендаций

Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ – социальная победа над недугами

Индивидуальная программа для детей с ОВЗ основывается на формировании у «особых» детей возрастных психологических новообразований, которые помогают адаптироваться, учиться и общаться, посредством коррекционной работы.

Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ - комплекс работ с ребёнком и его родителями, который зависит от уровня выраженности определенных проблем в психическом или физическом развитии потенциального учащегося.

Определяют содержание программы индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ также:

  1. Его (ребенка) потенциальные возможности;
  2. Использующиеся коррекционные программы, технологии и методики.

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, примеры структуры которой представлены ниже, состоит из нескольких этапов: на первом этапе собирают и анализируют данные анамнеза, обследуют ребёнка, затем определяют программные задачи, выбирают формы и методы, определяются со сроками и потом приступают к реализации, вовлекая в процесс родителей, осуществляя контроль и оптимизацию программы.

При помощи программ сопровождения ребёнок с ОВЗ получает полноценное образование, вовлекаясь в среду сверстников, а родители могут надеяться на квалифицированную помощь в вопросах воспитания.

В подобных программах Л. С. Выготский видел победу, социальную и педагогическую, таких недугов, как глухота, слепота и слабоумие.

 

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Перспективы развития системы профессиональных квалификаций в России

    Перспективы развития системы профессиональных квалификаций в России

    Образование

    Дата проведения: 28 мая 2018 года

    Формат: Всероссийский информационно-аналитический вебинар

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, заместителей руководителей ПОО, методистов.

    Подробнее
    Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами

    Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами

    Образование

    Дата проведения: 31 июля - 3 августа 2018 года

    Формат: Всероссийский практический семинар

    Для руководителей средних общеобразовательных учреждений

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях