Как готовить студентов по профессиональным стандартам ТОП-50?

Дуальное обучение в СПО

Дуальное образование решает проблему дефицита специалистов. Германия -  одна из первых стран, которая ввела дуальную практику обучения, при которой сочетаются теоретическая и практическая подготовка. В настоящее время более 60 стран перешли на дуальную систему образования: Австрия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия, Словения, Македония и другие.

 Как ведётся подготовка кадров в России в условиях введения ФГОС СПО, руководители профессиональных организаций обсудили на вебинаре «Национальная система квалификаций и профессии ТОП-50», который состоялся 22 мая 2017 года.

Экспертом вебинара стал доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики МПГУ Владимир Игоревич Блинов, который руководит Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

Работник производства учится на производстве

Продолжается реализация Комплекса мер по совершенствованию системы СПО. К 2020 году планируется, что 50% учреждений СПО введут подготовку кадров по ТОП-50 востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

На вебинаре Блинов высказал мнение, что участник производства должен обучаться на производстве.

- При этом хочу обратить ваше внимание, что на сегодняшний день действующим федеральным законом стажировка как раз определена как образовательная программа, - отметил Блинов, - ранее стажировка была только формой  работы.

Сегодня стажировка рассматривается как форма реализации программы, в рамках которой определяются содержание подготовки, требования к результатам и контрольно-оценочные средства.

Также планируется, что к 2020 году 70% руководителей и педагогов пройдут курсы ДПО.

- В перспективе очень хочется, чтобы все педагоги профессионального образования имели две квалификации: техническую и педагогическую, - отметил эксперт.

Базовый центр призван создать систему, в которой реализуются программы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования.

Задачи Базового центра:

  • формирование региональных координаторов;
  • поддержка разработки учебного материала: учебники, пособия, методические рекомендации, программы ДПО;
  • обеспечение информационного пространства: списки актуальных профессий и практик.

 Необходим взгляд со стороны

На текущий момент действуют несколько систем квалификаций: 850 профессиональных стандартов и различные должностные системы. Профстандарты и должностные системы необходимо привести к соответствию, первым шагом к которому является формирование квалификаций. Инструмент формирования квалификации – независимая оценка.

Содержание оценки включает в себя ключевые положения профстандарта: трудовые функции, трудовую деятельность, а также включает знания и умения.

- Хочу подчеркнуть, работодатели с упорством продолжают настаивать на том, что умения и знания необходимы для квалификаций, - рассказал эксперт.

Здесь возникает серьёзное расхождение, так как во ФГОС СПО определены компетенции, но не прописаны знания и умения.

Процедура профессионального экзамена

Профессиональный экзамен состоит из теоретической и практической частей. Успешное завершение теоретической части – допуск к выполнению практической.

Участники вебинара активно обсуждали тему в чате и задавали вопросы эксперту.

Вопросы участников:

Машкова Елена Валерьевна:

- Чтобы пройти стажировку, необходимо найти предприятие, имеющее лицензию на эту деятельность, хотя есть высокотехнологические организации, готовые принять на стажировку, но не имеющие лицензии. Зачем такие строгие рамки?

Владимир Блинов:

- В идеале, конечно, предприятие, на котором проходят стажировку мастера или рабочие, должно иметь лицензию на образовательную деятельность в сфере ДПО. Скажу вам, что те учебные центры, да, кстати сказать, некоторые даже совершенно небольшие предприятия – они такую лицензию имеют. В частности, мне известны и парикмахерские, и салоны красоты, которые занимаются повышением квалификации, реализуют программы ДПП на совершенно легальных основаниях. Но если даже у предприятия нет лицензии, это не значит, что рабочие места на данном предприятии не могут быть базами практики.

Валентина:

- Планируется ли дополнительное финансирование по ТОП-50?

Владимир Блинов:

- Оно есть, оно идёт. Это финансирование направлено, прежде всего, на поддержку межрегиональных квалификаций.

О последних новостях сферы СПО, вы сможете узнать на Всероссийской практической конференции «Перспективные направления развития профессионального образования: новые формы и содержание».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами

    Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами

    Образование

    Дата проведения: 31 июля - 3 августа 2018 года

    Формат: Всероссийский практический семинар

    Для руководителей средних общеобразовательных учреждений

    Подробнее
    Разработка учебно-методического сопровождения ФГОС СПО

    Разработка учебно-методического сопровождения ФГОС СПО

    Образование

    Дата проведения: 31 июля 2018 года

    Формат: вебинар

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, педагогов и методистов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях