Эффективные и современные методы оценки работы персонала в организации

4 современных метода оценить эффективность сотрудников

Методы оценки персонала — это инструменты, помогающие не только определить профессиональные качества сотрудника, но и повысить его продуктивность. Рассказываем в статье, какие методы существуют и как их внедрить в свою организацию.

Методы оценки персонала — это инструменты менеджмента, определяющие профессиональные и деловые качества сотрудников, помогающие измерить их вклад в развитие организации. Эти методы в первую очередь направлены на рост результативности работы сотрудников и, следовательно, всей организации.

При внедрении методов оценки персонала в организацию учитывают:

  • цель и стратегию организации;
  • установленные рабочие показатели;
  • факторы риска.

Как внедрить систему оценки персонала

Чтобы внедрить методы оценки эффективности персонала, сначала определитесь, зачем это нужно и поставьте конкретную цель.

Пример цели: построение новой системы мотивации, которая требует пересмотра распределения бонусов среди сотрудников в соответствии с их достижениями.

После формулирования цели стоит определиться с методом оценки работы персонала, например:

  • оценка компетенций;
  • метод 360°;
  • ассессмент-центр;
  • оценка по целям.

После выбора метода и адаптации его под специфику организации следует подготовительная работа. Сотрудники будут сопротивляться предстоящим нововведениям, так как мало кому нравятся изменения в работе, и тем более перспектива быть оценённым кем-то. Необходимо снизить риски недовольства сотрудников с помощью специальных мероприятий, например, общего собрания. На собрании руководитель рассказывает о целях оценки, о процессе, этапах её проведения и предполагаемых результатах. Следует упомянуть о том, что оценка повлияет на размер заработной платы и нематериальные бонусы. После собрания полезно сделать email-рассылку сотрудникам с информацией о проведении оценки. Также подробные сведения размещаются на сайте организации, если он есть.

Следующий этап — обучение руководителей, которые будут заниматься оценкой персонала. Необходимо заранее составить и график образовательных семинаров.

Завершение — обратная связь для сотрудников. Ведь суть этого мероприятия — это не просто расстановка баллов, а развитие сотрудников, увеличение продуктивности их работы. Поэтому так важно продумать, как будет даваться обратная связь, какие мероприятия будут проводиться по итогам оценки.

Оценка компетенций

Компетенция — это комплекс индивидуальных особенностей, определяющих эффективное выполнение работы. Он состоит из:

  • знаний, навыков;
  • личностных качеств;
  • мотивов, ценностей сотрудника.

У каждой организации свои компетенции, которые соответствуют специфике её деятельности.

Метод используется как на этапе собеседования, так и для оценки имеющегося персонала организации с целью создания кадрового резерва или введения индивидуального плана развития для сотрудников.

Для использования этого метода составляется профиль должностей. В нём фиксируются все компетенции, которыми должен обладать тот или иной специалист.

Оценка персонала методом 360°

Этот инструмент предназначен для получения руководителем данных о действиях сотрудника в повседневных рабочих ситуациях и о проявленных профессиональных качествах. Информацию получают от сотрудника и окружающих его людей, которые заинтересованы в его работе и знакомы с ним настолько хорошо, что могут дать характеристику.

Процедура оценки ведётся с помощью стандартизированного опросника, который может заполняться анонимно. Важно разработать опросник правильно, чтобы получить объективную информацию. Также этот метод предназначен не для выявления наиболее эффективного сотрудника в команде, а для оценки того, как работники взаимодействуют между собой. Благодаря ему можно увидеть, есть ли какой-то диссонанс между тем, как оценивает себя сам сотрудник и как это делают другие, например, он склонен занижать свои результаты или, наоборот, завышать.

Участвовать в опросе могут:

  • руководители,
  • коллеги,
  • подчинённые,
  • клиенты (в том числе пациенты, родители учащихся и сами обучающиеся).

Имеет значение то, как ставят отметки друг другу сотрудники. Например, если человек ставит всем оценку «отлично» вне зависимости от реальных фактов, значит, он не прилагает усилия для решения поставленной задачи и есть вероятность, что он относится также пренебрежительно и поверхностно к другим рабочим обязанностям.

Для этого метода большое значение имеет обратная связь, ведь без неё невозможно дальнейшее развитие сотрудника. Если сотрудник воспринял информацию о результатах, то он сможет поменять своё поведение на более эффективное. Кроме того, метод 360° используется не только по отношению к отдельно взятому сотруднику, но и к целой команде.

Пример анкеты для метода оценки 360°: скачать документ.

Ассессмент-центр

К современным методам оценки персонала относится ассессмент-центр, который признан одним из самых технологичных и надёжных способов комплексной оценки персонала. Суть метода заключается в том, что группа участников выполняет различные упражнения, совместно решает предложенные задачи под наблюдением специально обученных людей.

Ассессмент-центр — это множественный процесс, так как при его использовании одна компетенция оценивается с разных сторон. Также множественность проявляется в том, что оценщиков несколько (минимум два), что повышает объективность метода.

Для ассессмент-центра разрабатываются кейсы, деловые игры, воссоздающие реальные ситуации в компании.

Оценка по целям

Ключевая особенность этого метода — постановка чётких целей перед сотрудниками организации. Как правило, оценка по целям проводится среди руководителей, в том числе она используется в качестве метода оценки управления персоналом. Чтобы, например, использовать этот метод для оценки эффективности управления персоналом, учитывайте следующие факторы:

  • цели должны быть достижимы;
  • сотрудник должен наблюдать связь между достижениями заданных целей и бонусами для себя (карьерный рост, повышение заработной платы и т. п.);
  • цели должны находиться в рамках компетенций сотрудника.

Сотрудники должны активно участвовать в определении целей и составлении плана действий, который в дальнейшем будет основой для подведения итогов работы. Подобные периодические подведения итогов позволяют сотруднику и руководителю увидеть имеющиеся достижения и при необходимости скорректировать цели.

А как добиваться управленческих целей, вовремя и правильно задавая нужные вопросы, вы узнаете на Международном семинаре-тренинге «Руководитель будущего: компетенции для эффективного управления в условиях современного мира», который пройдёт 24—27 сентября 2019 года. На семинаре-тренинге вы освоите приёмы и техники эффективной коммуникации для управления персоналом и мотивации сотрудников.

Комментарии

Ближайшие мероприятия

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях