Как организовать образовательный процесс в детском саду?

Проводим увлекательные занятия вместо скучных уроков!

Перед педагогами детского сада стоит задача воспитать активного, любознательного и самостоятельного малыша, ребёнка-исследователя. Как этого достичь, рассказала вице-президент ИМОС по дошкольному образованию Оксана Алексеевна Скоролупова на вебинаре «Эффективная модель организации образовательного процесса в современном детском саду». Эксперт с увлечением говорила о воспитании и обучении дошкольников, приводила яркие примеры из собственной практики.

Воспитатели – серые кардиналы образования

Педагог не даёт готовые знания, а создаёт условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживает инициативу детей. Ребёнок сам находит знания под невидимым руководством воспитателя, становится исследователем и первооткрывателем.

При таком пути ребёнка к знаниям важной становится позиция педагога. Оксана Скоролупова обращает внимание участников вебинара на слайды, где изображена совместная деятельность детей и педагога.

На обеих фотографиях воспитатели вместе с детьми конструируют и рисуют.

- На каком изображении позиция педагога более верная? - спрашивает эксперт. - Конечно, на втором, где педагог на том же уровне, что и дети.

Эксперт демонстрирует другой слайд и задаёт тот же вопрос.

Скоролупова считает, что позиция педагога на втором изображении ошибочна, так как воспитатель на фотографии не осуществляет совместную с ребёнком деятельность. Педагог директивно ведёт руку ребёнка за него. При таком подходе ребёнок не сможет обрести самостоятельность и уверенность в своих силах.

- Педагоги не должны убить у ребёнка тягу к знаниям, - говорит Оксана Скоролупова. - Воспитатели должны поддерживать инициативность и самостоятельность.

Игра не противоречит занятию

Эксперт приводит формы совместной деятельности педагога и ребёнка и подчёркивает, что ФГОС ДО не запрещает «занятие», но проводить занятия не следует в форме урока, так как урочная деятельность не соответствует целям дошкольного образования.

Занятие предполагает совместную деятельность воспитателя и детей, при которой ребёнок выступает субъектом деятельности.

Скоролупова считает, что формы организации образовательного процесса следует строить с учётом интересов детей, и приводит пример занятия по математике. Перед воспитателем стоит задача обучить детей счёту, делению на части и измерению по условной мерке. Педагог подготовил материал, но вдруг за окном проехала пожарная машина. Все дети отвлеклись и прильнули к окну. Скоролупова предлагает использовать эту ситуацию. Воспитатель объясняет: что это за машина, почему так громко шумит сирена и все машины уступают пожарным, рассказывает, как возникает пожар и как избежать возгорания.

Педагог предлагает пересчитать пожарную команду и рассадить пожарных по машинам. Дети измеряют лестницу и пытаются понять, смогут ли пожарные добраться до верхнего окна.

Воспитатель воспользовался эмоциональным интересом детей и решил педагогические задачи: провёл запланированное занятие по математике и дал основы безопасности жизнедеятельности.

Комплексный подход к планированию

Планирование образовательного процесса включает в себя принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематический подход. Взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей обеспечивают целостность образовательного процесса.

Комплексный подход предполагает объединение различных видов деятельности дошкольников вокруг одной темы. Темой могут стать организационные моменты, реализация проектов, сезонные явления природы, праздники, традиции и далее.

Эксперт приводит пример модели образовательного процесса на один день.

Как видно из слайда, прогулка может быть организована в различных формах. На прогулке дети могут коллекционировать полевые цветы и листья, подготовить проект «Признаки осени» и прочее.

Процесс обучения в детском саду организуется с учётом интересов ребёнка как субъекта образовательного процесса. Ребёнок влияет на выбор темы и формы работы, выступает в роли инициатора, а не исполнителя воли педагога.

О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Образование

    Дата проведения: 3 - 13 декабря 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях