Наука об образовании: что нужно и не нужно знать


Может показаться, что перед тем, как устроиться на работу, педагогов учат тому, что учёные открыли в сфере обучения детей. На самом деле многие учителя не интересуются такими исследованиями, и, по разным причинам, некоторые настроены враждебно по отношению к ним. Об этом пишет Натали Векслер для портала Forbes.

Но попытки донести научные знания непосредственно до тех, кто обучает детей, иногда приносят плоды. Это происходит из-за инициативы тех, кто занимается исследованиями, либо самих учителей. Немалый вклад вносят и фонды, в частности основанные Марком Цукербергом и Биллом Гейтсом. Они тратят солидные усилия на то, чтобы внедрить науку о воспитании и обучении прямо в школьный класс.

Две основные категории науки об образовании

  • когнитивная нейробиология;
  • когнитивная психология.

Часть исследований относятся к первой категории (в частности фонд Марка Цукерберга) большинство остальных занимаются и тем, и другим. В этом и проблема — несмотря на большую ценность и важность, нейробиология имеет намного меньше практической пользы для педагога.

В чём разница? Нейробиология занимается изучением структуры мозга и его регионов, которые активизируются, когда люди занимаются всевозможными задачами. Психология же концентрирует свои усилия на сознании и поведении. Разница может показаться условной, но это не есть так.

Первая категория кажется намного интереснее просто потому, что данные выглядят неопровержимыми: «просто посмотрите, как разные части головного мозга подсвечиваются!». Но есть много, чего сканирование мозга не может сказать — действительно ли школьник учит что-то, или что делать, если нет. Изменения в мозге могут влиять на поведение, а могут не влиять.

В когнитивной психологии, напротив, существует число открытий, которые делают преподавание и обучение эффективнее. Например, точно установлено, что дети получают больший эффект от самостоятельных опросов или опроса учителем по прочитанному материалу, чем от перечитывания или выделения основных частей в тексте. Психологи также показали, что понимание прочитанного сильнее связано с тем, насколько хорошо читающий знает основы и словарь темы, чем насколько он хорош в усвоении того, что читает.

Но из-за того, что такие знания не распространены широко, школьники будут чаще перечитывать и выделять основные мысли в тексте, чем устраивать самоопросы, а учителя младших классов будут тратить больше усилий на обучение иллюзорным навыкам понимания прочитанного, чем на то, чтобы обогатить знания ребёнка.

Цель науки об обучении — донести эти знания, методы и средства до педагогов.

Когда нейробиология поддерживает определённый педагогический подход, чаще всего она это просто подтверждение того, что когнитивной психологии давно известно. Например, психологические исследования показали, что намного эффективнее изучать что-то в течение периода времени, нежели прямо перед экзаменом. Изображения мозга предполагают, что причина в большем количестве времени, которое тратится на осмысление материала. Может учителю и любопытно узнать, в чём причина, но это ведь никак не влияет на то, как они преподают.

Даниэль Виллингхэм, которые занимается наукой об образовании, а именно когнитивной психологией, считает, что нагружать педагога нейробиологией — это колоссальная трата времени. Другой эксперт, Дилан Виллиам говорит, что он не знает ни одного открытия нейробиологии, которое помогло бы учителю. Он также сомневается, что такие появятся в будущем. Некоторые нейробиологи соглашаются, что когнитивная психология имеет больший вес, когда речь заходит о том, чтобы помочь педагогу на практике.

Если заострять внимание на мозге, нежели на сознании, это может быть не только бесполезно, но и вредно. Это может помешать учителям решать проблемы обучения, которые берут начало в психологии. Яркий пример — люди с дислексией, которые обратились к нейробиологии, потому что она пролила свет на аспект чтения, который называется декодирование (связывание звуков с буквами). Существуют данные о том, что мозг человека с дислексией реагирует на чтение не так, как у обычного читателя.

Если оставить вопрос о том, полезны ли эти данные для решения проблемы с декодированием, ориентация сообщества людей с дислексией на нейробиологию создаёт проблемы, когда дело доходит до другого важного компонента чтения — усвоения. До такой степени, что учителя, которые работают с такими детьми, рассматривают проблему с точки зрения нейробиологической недостаточности в «исполняющей функции», восприятии устного языка, работе памяти. А многие учителя видят просто проблемы с пониманием, в частности с визуализацией или умозаключениями. На что они не обращают внимания или, по крайней мере, не обращали до недавнего времени, это помощь школьникам с тем, что психология давно выделила, как самый важный фактор в понимании — знания.

Всё вышесказанное не несёт цели обесценить нейробиологию как часть науки об обучении. Разумеется, что она полезна и должна продолжать изучать мозг человека. Её открытия могут помочь специалистам выяснить истинные причины проблем в обучении и других аспектах человеческого поведения. Вопрос в том, стоит ли учителям тратить своё ограниченное время на изучение нейробиологии.

Зачем знакомиться с нейробиологией?

Один аргумент «за» — чем больше педагог знает об этой науке, тем меньше он будет подвержен влиянию «нейромифов» — настойчиво появляющиеся и распространяющиеся убеждения, которые не имеют никакой доказательной базы. Пример — миф о том, что разным школьникам свойственны разные стили обучения.

Но почему бы просто не рассказать учителям, что эти мифы далеки от истины? Или лучше почему бы просто их не распространять?

— Учитель не должен изучать нейробиологию, чтобы защищать себя от шарлатанов, — говорит Даниэль Виллингхэм.

Другой аргумент заключается в том, что знакомство учителей с нейробиологией может помочь выявить сложности в обучении у детей до того, как они себя проявят. Но, даже если это и правда, у педагогов нет возможности просканировать мозг ученика, чтобы понять, кто находится в группе риска.

Самый сильный аргумент в пользу того, чтобы учителя осваивали нейробиологию в рамках науки об обучении в том, что она может посодействовать им в работе с детьми, которые находятся под постоянным стрессом, например, из-за бедности, который может повлиять на мозг ребёнка таким образом, что будет мешать его способности учиться.

Когда такие школьники создают проблемы во время урока или просто не могут сконцентрироваться на предмете, учителя должны понимать, что лучший способ с этим справиться — это создать атмосферу заботы и поддержки. В то же время знание этого может не принести никакой пользы, если подход к обучению не берёт во внимание когнитивную психологию. Если учитель будет оперировать методиками, которые не работают, это может усугубить ситуацию и для ребёнка, и для самого учителя.

Работа педагога сложна, они и так тратят много времени на профессиональное развитие. Не стоит усугублять это, требуя, чтобы они изучали как отдельные части мозга реагируют на всевозможные действия. Им нужна практическая информация о науке об обучении и о том, как помочь детям учиться лучше.

Поделитесь статьёй с коллегами!

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее
    Секреты профессионального управления

    Секреты профессионального управления

    Образование

    Дата проведения: 1 - 19 апреля 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials