Главврачи обсудили применение нормирования труда в здравоохранении

В 21 веке самый ценный ресурс – это время. Важна каждая минута. Особенно, это касается работы медперсонала в клиниках. В последние годы в сфере здравоохранения произошла оптимизация, которая сократила количество важных медработников и сделала их время еще ценнее. Чтобы распределить его рационально, необходимо правильно определить численность сотрудников и разделить объём работы между ними.

Как наладить равновесие в клинике, вычислить для неё необходимое количество врачей и составить грамотное штатное расписание, медработники узнали на вебинаре «Практическое применение нормирования труда. Порядок составления штатного расписания», который прошёл 20 февраля 2017 года. 62 участника, в числе которых главврачи, специалисты кадрового и экономического отделов клиник, прослушали информацию, предоставленную экспертом – Валентиной Шиповой.

Валентина Михайловна Шипова – один из самых именитых специалистов в вопросе нормирования труда в России, доктор медицинских наук, профессор, главный специалист ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Министерства здравоохранения Российской Федерации, главный научный сотрудник ФГБУ "Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко" Федерального агентства научных организаций. За время своей исследовательской деятельности, Валентина Шипова стала автором десятков книг и методических пособий в области нормирования труда и штатного расписания.

На вебинаре она рассказала о законодательной базе, необходимой для введения норм труда, привела множество практических примеров удачного и неудачного введения этих норм.

Нормы труда бывают:

Все приказы о нормах труда носят рекомендательный характер. Но нормы труда необходимы для составления штатного расписания.

Для составления штатного расписания нужны следующие документы:

  1. Нормы труда.
  2. Объём работы. Справка плановых показателей, государственное задание.
  3. Номенклатура медицинских организаций, специальностей, должностей, профилей медицинской помощи.
  4. Форма штатного расписания.

Неточности в Приказах Минздрава

Множество федеральных законов посвящены регламентированию порядка введения норм труда. Но они далеко не совершенны.

Во многих из них есть ошибки и несоответствия:

  • Применение разных видов норм труда.

В некоторых документах, выпущенных до 2012 года, нормы времени ошибочно называются нормой нагрузки.

  • Нарушения номенклатур медицинских организаций, специальностей и должностей медицинских работников, коечного фонда. 

Практически в каждом приказе о порядках имеются названия должностей и специальностей, не соответствующие действующим номенклатурам. Соблюдение номенклатур – обязательно для медицинских организаций. Неправильные наименования должностей и специальностей в штатных расписаниях медицинских организаций грозят проблемами при выходе на пенсию. 

К примеру, в одном регионе Крайнего Севера решили добавить в название «Центра борьбы со СПИД» еще и гепатиты. Получился «Центр по борьбе со СПИД и гепатитами». Через несколько лет врачи из северного региона перебрались в Краснодар, но не смогли оформить пенсию, так как несколько лет работали в несуществующем в законодательных актах учреждении. 

- Как написано в номенклатуре, так и пишите в приказах клиники, - советует Валентина Шипова. 

  • Ошибочные данные по численности должностей для обеспечения круглосуточной работы.

В нормативных документах указано число должностей в клиниках для круглосуточной работы. Но это – ошибочно, так как в разных регионах режим труда и отдыха различается для одной и той же должности (к примеру, в Центральной России и на Крайнем Севере). Поэтому в документах должен быть указан только определённый объём работы, например, число вызовов скорой медицинской помощи и, следовательно, необходимое число бригад. А число должностей рассчитывается каждый год индивидуально.

  • Рекомендации по применению одного показателя из нескольких, приведённых в нормативе.

В приказах 2016 года (от 01.03.2016 № 134н, от 24.03.2016 № 179н) даётся несколько показаний через слово «или» для установления той или иной должности. При таких условиях нужно выбрать только одно, а про остальные забыть.

Второе новшество 2016 года – отсутствие младшего медперсонала (санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица). Этих должностей нет в новых приказах. Осталась только младшая медсестра по уходу за больными и санитарка.

- Сейчас во многих лечебных учреждениях сокращают должности санитарок, так как надо выполнять приказы Президента РФ 2012 года о доведении зарплаты сотрудников до необходимой величины, - пояснила Валентина Шипова. - А кого сокращать? Конечно, должности, которые ведут нас по программе вниз. В одном регионе сократили численность санитарок с 54 до 14.

Хронометраж рабочего времени

-  Всё, что я перечислила при желании можно исправить, - продолжила эксперт. - Я вам обещала, что расскажу, как проводить хронометраж рабочего времени. Сейчас большой интерес к хронометражу. Его можно попробовать внедрить в клинике, но это очень трудоёмкая работа.

Есть различные виды наблюдения:

Все зависит от цели, то есть от того, что главврач хочет проконтролировать:

1) Структуру рабочего дня (сколько времени врач проводит на конференциях) можно замерить с помощью метода «фотография рабочего времени». В клинике организуют комиссию. В течение дня члены комиссии фиксируют в специальном документе, сколько времени уходит у сотрудников на приём пациентов, заполнение документации, участие в конференциях и так далее. В отчёте рабочий день делится на 2 части: производительную и вспомогательную. 

  • Производительная часть – время на приём пациентов, заполнение документации.
  • Вспомогательная часть – время на повышение квалификации, на выполнение организационных дел.

2) Сколько на одно посещение у врача тратится времени, можно вычислить с помощью хронометражных замеров. Руководством медучреждения создаётся специальная комиссия, которая делает хронометражные замеры времени, затраченного на посещение.

3) Число повторяющихся видов работ высчитывается с помощью моментных наблюдений. К примеру, у врачей, работающих с новой техникой, фиксируется время, необходимое для диагностики с помощью аппаратуры, и количество пациентов в день. В результате клиника получит среднюю норму времени приёма, которую необходимо будет согласовать с профсоюзной организацией и учредителем ЛПУ.

- Есть важное правило хронометража: хронометраж должен проводиться специалистом более высокой квалификации, чем тот, за которым наблюдают, - рассказывает эксперт.

 Экономист не может проводить хронометраж по следующим причинам:

  1. Он не имеет права участвовать в контакте врача и пациента;
  2. Он не может квалифицированно оценить, нужны ли те или иные действия, предпринимаемые врачом.

- Мы с диссертантами сами пытались провести хронометраж, - поделилась с участниками Валентина Шипова. – Но объективно это сделать не смогли. Приходим к врачу и видим – открытый рот, а что он там делает: сверлит, не сверлит и нужно это или нет, мы оценить не можем. Во время хронометража проводится экспертиза деятельности врача - стремление к идеалу.

Вывод:

- Сейчас нужно рассматривать нормирование труда как переходный этап к созданию эффективной системы, - подытожила Валентина Шипова. - На федеральном уровне управления здравоохранением необходимо решение следующих вопросов: пересмотр рекомендуемых штатных нормативов,  включение вопросов нормирования труда в программу обучения врачей, средних медицинских работников. На уровне медицинских организаций необходима разработка положений о нормировании труда.

Вопросы от участников:

  • Дукина Мария Андреевна: Хронометраж работы носит обязательный характер или рекомендательный для учреждения здравоохранения? 

– Рекомендательный, об этом говорилось ранее. 

  • Кретова Наталья: Можно ли исключить сестёр-хозяек из категории младший медицинский персонал (так как они не оказывают медпомощь, в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья»), хотя они включены в номенклатуру медработников? 

-  Исключить можно, но посмотрите в должностных инструкциях, они не только кастелянши, но и организуют работу санитарок по уборке в помещениях. Можно исключить, но должностные инструкции придётся поменять. 

  • Пискунова Тамара Александровна: Как ввести утверждённые эффективные нормы, разработанные медицинской организацией на основании хронометражей, в случае несогласия работников на данные нормы? Как обезопасить медицинскую организацию от судебных тяжб при введении данных норм?

- Те нормы, которые разработаны в результате хронометража, если вы уверены в их эффективности, можно ввести приказом главного врача. Или сослаться на Приказ Минздрава № 504. В этом случае ссылаться на Приказ главврача не требуется.

Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Системный подход к управлению медицинской организацией

    Системный подход к управлению медицинской организацией

    Здравоохранение

    Дата проведения: 19 - 22 марта 2019 года

    Формат: Международная научно-практическая конференция

    Для руководителей медицинских организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях