Аттестация педагогов: каких изменений ждать?

В 2019 году в профстандарте появятся изменения, которые введут новые должности — старший учитель и ведущий учитель. Для того, чтобы их ввести необходима новая система аттестации, которая станет обязательной в 2020 году. 

— Сейчас в 19 пилотных регионах проходит апробация новой модели аттестации педагогов, важного элемента национальной системы учительского роста (НСУР), а в 2020 году она станет обязательной для всех, — рассказала министр просвещения Ольга Васильева в интервью ТАСС.

Немногим ранее, в августе, заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина рассказала, что будет создана возможность прохождения аттестации учителей «в два клика», то есть никаких больше сборов грамот, благодарностей и открыток от родителей — дополнительные действия аттестуемых сократятся до минимума. Добавила она и то, что для новой системы понадобится современная техническая база.

Что ожидать?

Аттестация педагогических работников в 2020 году будет проходить в новом и непривычном формате. Ирина Борисовна Иноземцева, учитель русского и литературы московской школы, участвовала в апробации и рассказала о своих впечатлениях порталу pedsovet.org. Ниже — выдержки из её интервью.

  1. Новая модель аттестации педагогических работников в 2020 году будет состоять из трёх частей — профессиональная задача, видеосъёмка урока и диагностическая работа. На первые два пункта отводилось по 10—12 дней, на последний — 4 часа.
  2. В рамках первой части аттестуемым были предложены восемь задач, из которых нужно было решить две на выбор.

Пример одной из них:

Кабинет, в котором Вы работаете, оборудован в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.          Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении                            обобщающего урока в двух разных классах (различающихся по возрасту учащихся, например, в 5 и 10; по степени подготовленности класса; по гендерному признаку и т.д.)? Чем будут отличаться данные уроки? Отразите своё профессиональное мнение в решении (жанр решения выберите на своё усмотрение).

  1. Видеосъёмка урока представляет из себя запись урока целиком, продолжительностью 45 минут, или его фрагмента, 15 или 30 минут.
  2. В рамках диагностической работы проверялись знания предмета, психологии и физиологии детей, было предложено разработать внеклассное мероприятие, проверить работу школьника по критериям ГИА.
  3. Единственная сложность новой модели аттестации, по мнению Ирины Борисовны, — это её новизна и непривычность, к которым легко и быстро привыкнут российские учителя. Из плюсов — возможность взглянуть на себя со стороны, понять свои сильные и слабые стороны.

Вопросы, которые возникают у педагогов

Обязательная аттестация учителей в 2020 году вызывает много вопросов у педагогических работников, ответы на самые частые из них приводит портал k-zhurnal.ru.

  • Зачем изменили формат проведения? Для того, чтобы правила были едины для всей России и соответствовали профессиональному стандарту педагога.
  • В чём особенность новых должностей — старший учитель и ведущий учитель? От первого требуются умение выполнять функции методиста — разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и коррекционной работы. От второго — выполнять функции администратора, то есть координировать работу учителей, психологов, а также организовывать разработку образовательных программ и их применение в обучении.
  • Кто и как будет проводить аттестацию учителей в 2020 году? То, что этим будут по-прежнему заниматься комиссии известно, но неизвестно то, как они будут формироваться, вероятно по какому-то единому порядку. А о форме проведения можно пока только строить предположения на основе апробации, которая проходила в 2017 и 2018 годах.
  • А можно ли пройти аттестацию по старым правилам? Ольга Васильева в интервью «РИА Новости» сказала, что во время переходного периода у педагогов будет выбор, по старым правилам её проходить или по новым.
  • Что будет при непрохождении аттестации? Придётся заниматься повышением квалификации. В этом должна будет помочь национальная система учительского роста (НСУР), в которую будут входить не только аттестационные комиссии, но и центры повышения квалификации педагогов.

Недостатки существующей модели аттестации

  1. Отсутствие инструментов для объективной оценки уровня реальной квалификации педагога.
  2. Отсутствие у учителей стимула повышать знания в области своего предмета, в сфере психологии и педагогики.
  3. Не мотивирует осваивать и совершенствовать новые профессиональные компетенции.
  4. Отсутствие объективной взаимосвязи между квалификацией учителей.
  5. Необоснованный объём отчётности.

Более того, в каждом регионе сегодня применяется свой собственный подход к проведению с разными системами оценки, с разными требованиями. Цель новой модели аттестации в 2020 году — сделать процедуру общей для всей страны, а использоваться для этого будут Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ).  

Такое же название имеет и сайт, который создан Министерством просвещения —  ефом.рф. Существует он для того, чтобы держать профессиональное сообщество в курсе проходящей работы по разработке и изменению ЕФОМ и учитывать мнение общественности. Для этого создан раздел для обсуждения, в котором желающие могут опубликовать замечания и предложения.

Той же цели служила и конференция «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей», которая состоялась 9 ноября 2018 года. В конференции участвовали 369 представителей из 75 субъектов РФ, а по итогам работы была принята резолюция, изучить которую вы можете здесь.

Прислушивается ли Министерство просвещения к общественному мнению? Да, в ноябре 2018 года глава ведомства Ольга Васильева рассказала о том, какие изменения были уже приняты:

  • учёт мнения выпускников посчитали недочётом и решили отказаться от него;
  • отказались и от видеосъёмки урока или его фрагмента из-за технических сложностей — необходимости получения согласия родителей на видеозапись.

Рассказала она ещё и о том, что Министерство просвещения собирается создать независимые аттестационные центры, в которых педагоги смогут пройти аттестацию до официальной процедуры, самостоятельно оценить свою подготовку, выявить и устранить недочёты.

Мнение учителей о новой форме аттестации

Педагогическое сообщество единодушно и категорично в своём отношении к нововведениям. Многие сомневаются, что к их мнению по важным вопросам действительно прислушиваются, проводится много параллелей с ЕГЭ и его сомнительным успехом. Большинство педагогов довольны существующей моделью аттестации, есть и те, кто вообще против аттестации в любой её форме.

Помимо критики есть и конструктивные предложения, например, вместо разработки ЕФОМ использовать уже существующую эффективную модель, которая сейчас применяется в Москве и в самом деле является аттестацией «в два клика». По этой модели результаты работы учителя определяются успехами его учеников и динамикой этих успехов. Педагог может пройти аттестацию даже со смартфона, а вся нужная для него информация содержится в городских информационных сетях. Минус этого предложения в том, что регионы отстают от столицы по техническому оснащению, но и это тоже вопрос решаемый.

Руководитель департамента образования Москвы Исаак Иосифович Калина считает, что новая модель аттестации хороша для студентов, потому что поможет им доказать, что они смогут стать хорошими учителями, а вот по отношению к опытным учителям она неуважительна, потому что ставит их в один ряд с выпускниками вузов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Оставьте комментарий

  • Евгения

    Я работаю в школе больше 30 лет. Училась хорошо, аттестат 4.8, закончила университет, у меня много детей победителей олимпиад муниципального и регионального уровня, различных конференций, являюсь победителем всероссийского конкурса учителей "Интернет сибириада", конкурса лучших учителей, почётным работником образования. Школа у нас провинциальная, место учителя до сих пор не оборудовано (нет проектора, ноутбук принесла свой из дома, не проведён интернет), в этом году купила за свой счёт учительский стол для кабинета физики (старый разваливался). Скажите, что я ещё должна доказать и кому? Какому чиновнику?
    Ответить
    • Елена

      Мы можем сколько угодно здесь возмущаться, но министры сюда не заходят и отзывы не читают. Я уже точно для себя решила: ухожу из школы. Работу свою люблю, детей люблю, но терпеть эти издевательства и унижения больше не могу и не хочу.
      Ответить
      • Надежда Сергеевна

        Я категорически против аттестации учителей в новой форме и в целом аттестации. Доказывать ч.-л. не имеет смысла. Одно с точностью понимаю, стране нужны не образованные люди, а быдла, которыми легко управлять за кусок хлеба. За "ДЕРЖАВУ (уже далеко не держава) обидно!" Господи, до чего докатились. Не пустословить надо, а действовать. Всем ВМЕСТЕ не проходить никакую апробацию, как подопытным кроликам!!!!! Думаю, этот дебилизм будет уничтожен и разгромлен в пух и прах.
        Ответить
        • КАК ЖЕ, Я С ВАМИ СОГЛАСНА!
          Ответить
          • Светлана

            Стаж 35 лет. Кому что доказывать? Почему нас ненавидит государство? Почему педагогов- профессионалов отдали в кормушку чиновников? Почему эти процедуры не опробовала на себе армия дармоедов инноваторов? Это мои вопросы!
            Ответить
          • Евгений

            Мои 35 лет работы с детьми подсказывают мне-надо уходить. Пусть учит ГУГЛ. Всё идёт к тому.
            Ответить
            • y_kolova@mail.ru

              Я думаю, что необходимо ввести какие-либо нововведения в подготовке будущих учителей, еще в средних и высших учебных заведениях... Вот там да, нужно что то менять в лучшую сторону, а не отыгрываться на учителях уже работающих в школе. Они уже получили диплом о высшем педагогическом образовании!!!! Зачем же их еще раз, и не раз, а каждые 5 лет проверять. Надо готовить новых молодых учителей по-новому! А потом, если они соответствуют знаниям, полученным в ВУЗе, соответственно выдавать диплом . Это путевка в профессию! А в школе подходить к процедуре аттестации индивидуально! Если учитель работает от души, его любят ученики, дают отличные результаты по итоговой аттестации... зачем же его проверять!!????
              Ответить
              • Евгений

                Проверяя учителей таким образом регулярно, вы ставите под сомнение работу преподавательского состава Вуза выдавшего диплом. Ведь всё взаимосвязано. Рубите сук на котором и сами же сидите.
                Ответить
              • Александр

                Как раньше говорили князю: "Сам решил, сам и верши". Вернусь назад на завод, а детей пусть Васильева учит, пройдёт всю эту ахинею (если сможет), что придумала и учит. Учителей не хватает, выпускники педвузов не идут в школу, и не пойдут, а те, что пришли уйдут.
                Ответить
                • Вероника

                  Аттестацию придумали какие-то отморозки. Единственная профессия где надо унижаться и доказывать! Учителя умнее министров что-ли?Если мы столько всего должны знать и уметь, на кой черт нам министерство образования????Мы и учим и анализируем свою работу и сами ходим на обучение и с детьми и с родителями и развлекаем.....Охерели! Министры сраные, желаю вам нагрузку 30 часов и классное руководство и вашу сраную аттестацию!
                  Ответить
                  • Молодец!!!!!Я Вас поддерживаю!
                    Ответить
                    • Вероника

                      Уверяю вас, через пару лет будут просить пройтись в купальнике и соответствовать параметрам 90-60-90, потом еще будем платить за право работать в школе.
                      Ответить
                  • Ирина Костина

                    Самое обидное, что все учителя против новой аттестации, только вряд ли кто-то к нам прислушается.
                    Ответить
                    • Ирина Николаевна

                      У нас так много учителей?Это такая популярная профессия? В чему постоянные проверки? У меня все чаще возникает мысль оставить любимую профессию. Мы повышаем свою квалификацию, посещаем курсы, конференции, семинары, вебинары. Хватит уже существующей аттестации. Считаю,что весь наш профессионализм можно увидеть в наших подопечных Никакие показательные уроки и экзамены этого не покажут и не докажут. Больше смахивает на издевательство над итак вымирающей профессией.
                      Ответить
                      • Людмила Ивановна

                        Я работаю в сфере дополнительного образования. Хореограф. Стаж работы 30 лет в одном учреждении. Я всеми руками ( и ногами)) против аттестации, особенно в той форме, которая существует!!!! Если коллектив востребован, есть спрос на педагога, то какая еще аттестация? Которая, кстати, отнимает много сил и времени от основных педагогических и творческих задач.
                        Ответить
                        • Марина

                          Абсолютно с Вами согласна. Я тоже учитель со стажем. Общаясь со своими коллегами, мы пришли к выводу, что новая форма аттестации просто унижение какое-то. Что не нововведения, то все против народа. Такое ощущение, что делают все не для привлечения учителей в школу, а наоборот.
                          Ответить
                          • Ирина

                            Смотрите на результаты детей и динамику роста а не циганочку с выходом
                            Ответить
                            • Лариса

                              Здравствуйте! Я так думаю,что Ольга Васильева давно не была в школе.Это действительно неуважение к учителям , имеющим большой стаж работы в школе, и почему учитель со стажем должен сдавать какие - то экзамены, подтверждать свой диплом, ведь нам его выдавали тоже специалисты, да еще какие!!! Мы , учителя со стажем , в свое время учились на совесть, не как сейчас студенты, все покупают и, приходя в школу ничего не знают, вот их и нужно проверять. А при такой форме аттестации, Ольга Васильева, учителя последние разбегутся со школы, откажутся вообще проходите ее, у нас и так в стране не хватает учителей, в школе работают одни пенсионеры, выпускники не идут в школу, а ,если приходят , то не надолго задерживаются, а просто убегают, видя кучи бумаг, которыми нас обвесили. Задуматься пора всем тем, кто придумывает весь этот беспредел!
                              Ответить
                              • Виктория

                                Всем здравствуйте. А я считаю что аттестация в любом случае должна быть. Так как после Вашего поколения придет новое, со знаниями которые они получили в образовательных учреждениях. С помощью аттестации можно будет наконец-то подчистить учителей, так как некоторые уже совсем открыто отсиживают место, да и с психологической точки зрения у большинства не очень хорошо обстоят дела. Я не понимаю чему люди преклонного возраста смогут научить моих детей, у которых голова работает совершенно по-другому, они смогут только выточить из индивидуальности обыкновенную серую массу. Новое поколение, благодаря аттестации, сможет творчески подойти к своей работе, что приведет к появлению у детей интереса к знаниям, а не отсиживанию попы. Думаю и заработная плата в связи с этими условиями возрастёт. Стране нужны нововведения в образовательной сфере!
                                Ответить
                                • Лена Андреевна

                                  Виктория, я полагаю, Вы причисляете себя к "новому поколению", к тем, которые в отличии от "людей преклонного возраста", " сможет творчески подойти к своей работе, что приведет к появлению у детей интереса к знаниям, а не отсиживанию поп"? Да, я согласна, что молодежь "дышит" по-новому, что она быстрее перестраивается к новым веяниям времени. Но у вас НЕТ того, что не отнять никому - ОПЫТА!!!!!!! так называемых вами "людей преклонного возраста". Вы слишком высокого мнения о себе. Вы свои слова запишите куда-нибудь, чтобы не забыть их, поработайте 30 лет в школе, а потом поразмышляйте над своими словами. Ваши слова есть ПЛЕВОК в лицо старшему поколению, неуважение к ним. Говорят: со свиньей не уподобляйся свинье, но мне хочется назвать Вас ......
                                  Ответить
                              • Галина Витальевна

                                Полностью согласна с Петром Викторовичем. Показуха захлестнула все российское образование. Видимо, многие чиновники рискуют остаться без работы, если все упростить и отстать, наконец, от учителя. В советское время так над учителями не издевались. Моя мама проработала 40 лет учителем русского языка и литературы, знает наизусть массу стихов, цитирует классиков-прозаиков, у нас в доме всегда бывали ее ученики, которые любили и рускую литературу, и свою учительницу. Когда я рассказываю ей, что сейчас творится в школах, ей сложно в это поверить. Нельзя так не уважать учителей!
                                Ответить
                                • Я согласна . Что учитель может знать прекрасно материал , а давать его ученикам не умеет ! И еще нужно сказать , зачем мы должны подтверждать свои дипломы ?

                                  Ответить
                                  • Петр Викторович

                                    По-моему, все гораздо проще. Мы готовим педагогов заниматься "показухой"? Можно снять красивый видеоурок, решить пару профессиональных задач, подготовить красивейший отчет или диагностику и при этом давать очень низкий практический результат. Просто вспомнить о целя и задачах обучения. И оценивать педагога по качественным и количественным показателям выполнения этих целей и задач. И совсем неважно какой красивый урок он может снять на видео, может это его единственный такой урок за последние 10 лет. А сколько встречается таких учителей, которые с легкостью решают олимпиадные задачи, но много лет не могут найти контакта ни с учениками, ни с родителями, и дают очень посредственный результат. Может пора давно убрать всю эту "показуху" и формализм и начать мотивировать учителей на достижение результата обучения?
                                    Ответить
                                    • Людмила Павловна

                                      Да, действительно, главное в образовании - это результат (качественные и количественные показатели)!
                                      Ответить
                                      • "И совсем неважно какой красивый урок он может снять на видео, может это его единственный такой урок за последние 10 лет. А сколько встречается таких учителей, которые с легкостью решают олимпиадные задачи, но много лет не могут найти контакта ни с учениками, ни с родителями, и дают очень посредственный результат."-АБСОЛЮТНО СОГЛАСНА!!!!
                                        Ответить

                                    Ближайшие мероприятия

                                    7 лайфхаков руководителя: рабочие приёмы и фишки для эффективного управления

                                    7 лайфхаков руководителя: рабочие приёмы и фишки для эффективного управления

                                    Образование

                                    Дата проведения: 14 ноября 2019 года

                                    Формат: Вебинар

                                    Для руководителей всех уровней

                                    Подробнее
                                    Школа завтрашнего дня

                                    Школа завтрашнего дня

                                    Образование

                                    Дата проведения: 10 - 12 декабря 2019 года

                                    Формат: Международный практикум-интенсив

                                    Для руководителей общеобразовательных организаций

                                    Подробнее

                                    Все мероприятия

                                    Отзывы участников

                                    " frameborder="0" allowfullscreen>

                                    Все отзывы

                                    Мы в социальных сетях

                                    socials