Ребёнок и педагог в образовательном пространстве ДОУ

Представьте себе типичную для детского сада ситуацию — дети собрались вокруг воспитателя, который читает им книгу. Пара ребят решили сравнить свои новые ботинки, а другие обсуждают завтрак. Один мальчик начинает стучать пальцами по полу, а другой малыш встаёт и говорит, что не видит книгу.

Что произойдёт дальше зависит только от воспитателя. Он может взять ситуацию под контроль с помощью разных способов, например, потребовать, чтобы все внимательно слушали. Креативный же воспитатель знает, что дети по-разному воспринимают информацию, и подстроится так, чтобы заинтересовать всю группу.

Образовательная среда детского сада должна учитывать семь направлений, которые использует ребёнок для получения информации:

  • эмоциональное;
  • социальное;
  • когнитивное;
  • письменное;
  • физическое;
  • психологическое;
  • непосредственно сама среда.

— Некоторые ребята лучше всего учатся самостоятельно, а другие — в компании сверстников, — говорит профессор университета Кутзтаун Сьюзен Миллер, которая специализируется на образовании детей раннего возраста. — Некоторым комфортнее обучаться в малых группах или будучи частью команды. Другие же предпочитают тесное взаимодействие со взрослым, который подскажет и направит. В процессе обучения одним важно разнообразие занятий, а кто-то предпочитает шаблонные действия и повторение.

Если вернуться к описанной выше ситуации, то можно сделать вывод, что ребёнок, стучащий пальцами по полу, лучше всего воспринимает информацию через звук и тактильные ощущения. Ему, вероятно, нравится его занятие, но он не обращает внимания на то, что мешает другим детям и воспитателю. Он погружён в свой мир и, скорее всего, лучше обучается новому самостоятельно без дополнительной мотивации.

Педагог может учитывать сильные стороны детей при составлении образовательной программы и превращать привычные занятия в интересные возможности для обучения для всех ребят группы. Таким образом дети будут чувствовать себя комфортно и использовать свои уникальные особенности и предпочтения в познании окружающего мира. Это поможет им проще добиваться успеха и позитивно воспринимать самого себя.

Как сделать образовательную среду ДОУ эффективной

Для этого воспитатель должен уметь следующее:

  1. Понимать, когда ребёнок приходит к новым идеям и концепциям самостоятельно, а когда важно объяснить ему весь процесс пошагово.
  2. Мотивировать детей на участие в групповых занятиях и на следование общепринятым правилам. Слушать то, что они говорят, и расширять их словарный запас и базовые знания.
  3. Понимать, когда целенаправленно обучать чему-то, когда предоставлять возможность для экспериментирования и открытий, когда помочь в практике навыков и умений, а когда подтолкнуть к творчеству.
  4. Планировать занятия так, чтобы они ставили задачи и вызовы перед воспитанниками.
  5. Знать, как помочь детям научиться работать вместе и решать конфликты.
  6. Научить детей уважать время, личное пространство и вещи друг друга.
  7. Предоставлять множество возможностей для общения и обсуждения среди детей и со взрослыми.
  8. Знать, как установить и поддерживать порядок в группе так, что это поможет детям в образовании и получении от него удовольствия.
  9. Организовать образовательное пространство ДОУ так, что это поможет ему работать с детьми и поможет самим детям полезно проводить время.

Как лучше всего обучать детей в детском саду?

Споры о наилучшей модели поведения воспитателя выделяют два основных направления:

  • предоставление ребёнку возможности самостоятельно познавать новое;
  • направленное обучение.

В первом случае воспитанник получает знания и осваивает образовательную программу в процессе игры. Во втором — его непосредственно учит воспитатель. Например, дети могут осваивать алфавит с помощью повторения звучания всех букв каждое утро.

Исследования, которые сравнивали оба подхода, пришли к выводу, что дети лучше усваивают и применяют знания, которые они получили в процессе игры. Через игровую деятельность они развивали следующие навыки:

  • умение взаимодействовать с другими;
  • умение контролировать своё поведение;
  • понимание того, когда нужно обратиться за помощью к взрослому;
  • использование слов вместо рук, звуков или плача, чтобы выразить свои мысли и эмоции.

Хорошая образовательная среда ДОУ позволяет детям учиться в процессе игры под руководством воспитателя. Знания должны приобретаться не через заучивание и повторение, а с помощью стимуляции критического мышления, социальной и сенсорной активности. Другими словами, интересными занятиями. Воспитатель должен учитывать особенности обучения каждого ребёнка и поощрять их с помощью набора креативных методов и занятий в группе. Так он поможет им получить полезный и нужный опыт.

Оставьте комментарий

    Ближайшие мероприятия

    В ногу со временем: развитие ключевых компетенций  современного руководителя

    В ногу со временем: развитие ключевых компетенций современного руководителя

    Образование

    Дата проведения: 24 - 27 сентября 2019 года

    Формат: Международный семинар-тренинг

    Для руководителей всех форм собственности

    Подробнее
    Разработка и реализация ОПОП СПО в УГС «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ»

    Разработка и реализация ОПОП СПО в УГС «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ»

    Образование

    Дата проведения: 8 октября - 19 ноября 2019 года

    Формат: цикл вебинаров

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций и их заместителей

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials