Использование современных образовательных технологий в начальной школе

Современные образовательные технологии в начальной школе по ФГОС: виды, эффективность, особенности применения на практике

Увлечь современных детей учёбой, учитывая огромное количество инновационных изобретений, очень непросто. Именно поэтому Министерство образования РФ старается подкорректировать программу таким образом, чтобы дети стремились получать новые знания.

Для контроля за этим процессом были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты – ФГОС. Установленные требования позволяют определить уровень обучения. В результате каждый родитель может точно знать, насколько система образования эффективна и понятна его ребёнку. Сегодня каждое учебное заведение подгоняет программу под соответствующие стандарты, причём перестройка системы идёт во всех классах. 

Группы технологий и их направленность 

Образовательные технологии в начальной школе по ФГОС строятся по различным принципам, но все они подразумевают единую цель – донести до ученика нужную информацию таким образом, чтобы он её усвоил и смог применить на практике. Для понимания поставленной задачи педагогами специалисты выделяют несколько направлений, в которых они должны двигаться:

  • демократизация педагогических отношений – учитель должен воспринимать ученика как индивидуальную личность, принимать во внимание его умственные возможности и навыки;
  • активизация деятельности учеников – внедрение игровых технологий, которые увлекут ребёнка и поспособствуют развитию интереса к обучению;
  • эффективная организация учебного процесса для максимального включения детей в работу – вовлечение компьютерных технологий, интересная форма подачи материала и т.д.;
  • развитие ребёнка с использованием народной педагогики – процесс обучения должен проходить естественно и в непринуждённой обстановке;
  • способствование самореализации каждого ученика – педагог должен уметь выявлять способности ребёнка и направлять его деятельность в то русло, которое будет благоприятствовать его развитию. 

Важность и необходимость игровых технологий

Среди всех технологий в начальной школе наибольшее внимание уделяется игровой. Это связано с тем, что дети в данном возрасте именно таким способом лучше усваивают любой материал. 

Подобный метод обучения относят к народной педагогике и применяют на практике уже достаточно давно. Но сегодня он требует корректировки, поскольку в нашу жизнь вошли интернет, гаджеты и прочие инновационные изобретения. Игровые технологии в начальной школе по ФГОС должны стимулировать и побуждать ребёнка к учёбе. Очень помогает в этом метод соревнования, так как в этом случае каждый ученик старается быть первым, а потому задействует все свои умственные способности, стремится к познанию нового. 

Некоторые специалисты рекомендуют игровую технологию использовать в качестве целостного обучения. При этом нужно помнить о том, что нужно периодически менять специфику. То есть это должны быть игры с предметами и без, в классе и на улице, с применением компьютеров и т.д. Кроме этого, игры должны отличаться по типологии. В начальной школе уже допускается деятельность разного характера: сюжетная, ролевая, драматургическая, имитационная и т.д. 

Технология критического мышления 

Дети в начальных классах открыты всему новому и преподаватель должен уметь пользоваться этим. Специалисты рекомендуют не исключать технологию критического мышления в начальной школе, поскольку именно она учит детей нести ответственность за собственные решения, заниматься самопроверкой и делать прогнозы. При этом постепенно у ребёнка развивается привычка находить доказательства каждому сказанному слову или выполненному действию. То есть он станет докапываться до истины, чтобы понять тот или иной процесс, а это значит, что он намного лучше усвоит требуемую информацию. 

Технология критического мышления для максимальной эффективности должна строится по трём принципам: 

  • формирование личного интереса посредством вызова;
  • понимание материала и его осмысление;
  • закрепление новых знаний с обязательным размышлением над каждым понятием. 

Проектная технология 

Как известно, заинтересовать ребёнка учёбой можно лишь одним способом – показать ему зачем нужны знания и как они пригодятся в жизни. В этом хорошо помогает проектная технология в начальной школе. Она строится по принципу того, что ученик должен самостоятельно найти способ для выполнения поставленной задачи преподавателем, используя полученные знания на практике. 

Проще говоря: нужно создать ребёнку проблему, которую он сможет решить, только полагаясь на себя. Таким образом он поймёт, что в жизни часто возникают ситуации, из которых можно выйти победителем, только владея определёнными навыками. Именно поэтому проектную методику зачастую преподносят, как технологию проблемного обучения в начальной школе. Чтобы её использовать, рекомендуется научить школьника строить гипотезы, находить способы проверки выполненных действий, проводить опыты и эксперименты, чтобы доказать верность своих решений. 

Информационные технологии 

Ещё одной составляющей успешного обучения считается внедрение информационных технологий в школе. В данном случае модернизация школ является наиболее верным решением. Причём такой подход принесёт пользу непосредственно и самим преподавателям. Они смогут получать информацию из разных новых и достоверных источников, а также будут более интересно и эффективно доносить её до учащихся, что несомненно улучшит качество преподавания. 

Кстати, информационные технологии в начальной школе – это не только компьютеры, проекторы и другое современное оснащение, как считают многие. Сюда же относится умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие культуры общения, правильный подбор образовательных медиаресурсов и использование их на практике. На основании этого данную технологию будет правильнее назвать информационно-коммуникационной. 

ИКТ технология в начальной школе может быть реализована различными путями, а именно посредством: 

  • применения всех известных информационно-коммуникационных мероприятий;
  • формирования интереса к учёбе у школьников;
  • способствования к самообразованию;
  • развития в детях коммуникативных компетенций;
  • мотивации к учёбе за счёт использования современных технологий;
  • максимального вложения в детей знаний, которые помогут им в самореализации в будущем. 

ИКТ технологии в начальной школе по ФГОС подразумевают полный пересмотр подхода к процессу образования, внедрение новых методик и повышение уровня преподавания. В результате использования компьютерных технологий появляется намного больше и обширнее познакомить учеников с новой темой, даёт возможность школьникам наглядно увидеть изучаемый предмет, то есть создать ощущение подлинности и тем самым повысить интерес. 

Для получения желаемого результата преподаватель должен уметь пользоваться современным оснащением, создавать презентации к каждому уроку и создавать собственные программы обучения, работать с материалами в интернете и использовать готовые цифровые образовательные ресурсы. Для закрепления знаний рекомендуется проведение мониторингов и тестовых работ в электронном виде. 

Подача информации посредством ИКТ технологии может принести невероятные результаты. Ведь И. К. Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит». Это утверждение работает и сегодня, поэтому преподавателю нужно помнить его каждый раз, когда он готовится к уроку. 

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.


Комментарии

Ближайшие мероприятия

«Хвалить нельзя ругать»

«Хвалить нельзя ругать»

Дошкольное образование

Дата проведения: 24 декабря 2019 года

Формат: Онлайн-вебинар

Для Руководителей всех уровней

Подробнее
Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях