Современные образовательные технологии в начальной школе по ФГОС: виды, эффективность, особенности применения на практике

Для контроля за этим процессом были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты – ФГОС. Установленные требования позволяют определить уровень обучения. В результате каждый родитель может точно знать, насколько система образования эффективна и понятна его ребёнку. Сегодня каждое учебное заведение подгоняет программу под соответствующие стандарты, причём перестройка системы идёт во всех классах. 

Группы технологий и их направленность 

Образовательные технологии в начальной школе по ФГОС строятся по различным принципам, но все они подразумевают единую цель – донести до ученика нужную информацию таким образом, чтобы он её усвоил и смог применить на практике. Для понимания поставленной задачи педагогами специалисты выделяют несколько направлений, в которых они должны двигаться:

  • демократизация педагогических отношений – учитель должен воспринимать ученика как индивидуальную личность, принимать во внимание его умственные возможности и навыки;
  • активизация деятельности учеников – внедрение игровых технологий, которые увлекут ребёнка и поспособствуют развитию интереса к обучению;
  • эффективная организация учебного процесса для максимального включения детей в работу – вовлечение компьютерных технологий, интересная форма подачи материала и т.д.;
  • развитие ребёнка с использованием народной педагогики – процесс обучения должен проходить естественно и в непринуждённой обстановке;
  • способствование самореализации каждого ученика – педагог должен уметь выявлять способности ребёнка и направлять его деятельность в то русло, которое будет благоприятствовать его развитию. 

Важность и необходимость игровых технологий

Среди всех технологий в начальной школе наибольшее внимание уделяется игровой. Это связано с тем, что дети в данном возрасте именно таким способом лучше усваивают любой материал. 

Подобный метод обучения относят к народной педагогике и применяют на практике уже достаточно давно. Но сегодня он требует корректировки, поскольку в нашу жизнь вошли интернет, гаджеты и прочие инновационные изобретения. Игровые технологии в начальной школе по ФГОС должны стимулировать и побуждать ребёнка к учёбе. Очень помогает в этом метод соревнования, так как в этом случае каждый ученик старается быть первым, а потому задействует все свои умственные способности, стремится к познанию нового. 

Некоторые специалисты рекомендуют игровую технологию использовать в качестве целостного обучения. При этом нужно помнить о том, что нужно периодически менять специфику. То есть это должны быть игры с предметами и без, в классе и на улице, с применением компьютеров и т.д. Кроме этого, игры должны отличаться по типологии. В начальной школе уже допускается деятельность разного характера: сюжетная, ролевая, драматургическая, имитационная и т.д. 

Технология критического мышления 

Дети в начальных классах открыты всему новому и преподаватель должен уметь пользоваться этим. Специалисты рекомендуют не исключать технологию критического мышления в начальной школе, поскольку именно она учит детей нести ответственность за собственные решения, заниматься самопроверкой и делать прогнозы. При этом постепенно у ребёнка развивается привычка находить доказательства каждому сказанному слову или выполненному действию. То есть он станет докапываться до истины, чтобы понять тот или иной процесс, а это значит, что он намного лучше усвоит требуемую информацию. 

Технология критического мышления для максимальной эффективности должна строится по трём принципам: 

  • формирование личного интереса посредством вызова;
  • понимание материала и его осмысление;
  • закрепление новых знаний с обязательным размышлением над каждым понятием. 

Проектная технология 

Как известно, заинтересовать ребёнка учёбой можно лишь одним способом – показать ему зачем нужны знания и как они пригодятся в жизни. В этом хорошо помогает проектная технология в начальной школе. Она строится по принципу того, что ученик должен самостоятельно найти способ для выполнения поставленной задачи преподавателем, используя полученные знания на практике. 

Проще говоря: нужно создать ребёнку проблему, которую он сможет решить, только полагаясь на себя. Таким образом он поймёт, что в жизни часто возникают ситуации, из которых можно выйти победителем, только владея определёнными навыками. Именно поэтому проектную методику зачастую преподносят, как технологию проблемного обучения в начальной школе. Чтобы её использовать, рекомендуется научить школьника строить гипотезы, находить способы проверки выполненных действий, проводить опыты и эксперименты, чтобы доказать верность своих решений. 

Информационные технологии 

Ещё одной составляющей успешного обучения считается внедрение информационных технологий в школе. В данном случае модернизация школ является наиболее верным решением. Причём такой подход принесёт пользу непосредственно и самим преподавателям. Они смогут получать информацию из разных новых и достоверных источников, а также будут более интересно и эффективно доносить её до учащихся, что несомненно улучшит качество преподавания. 

Кстати, информационные технологии в начальной школе – это не только компьютеры, проекторы и другое современное оснащение, как считают многие. Сюда же относится умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие культуры общения, правильный подбор образовательных медиаресурсов и использование их на практике. На основании этого данную технологию будет правильнее назвать информационно-коммуникационной. 

ИКТ технология в начальной школе может быть реализована различными путями, а именно посредством: 

  • применения всех известных информационно-коммуникационных мероприятий;
  • формирования интереса к учёбе у школьников;
  • способствования к самообразованию;
  • развития в детях коммуникативных компетенций;
  • мотивации к учёбе за счёт использования современных технологий;
  • максимального вложения в детей знаний, которые помогут им в самореализации в будущем. 

ИКТ технологии в начальной школе по ФГОС подразумевают полный пересмотр подхода к процессу образования, внедрение новых методик и повышение уровня преподавания. В результате использования компьютерных технологий появляется намного больше и обширнее познакомить учеников с новой темой, даёт возможность школьникам наглядно увидеть изучаемый предмет, то есть создать ощущение подлинности и тем самым повысить интерес. 

Для получения желаемого результата преподаватель должен уметь пользоваться современным оснащением, создавать презентации к каждому уроку и создавать собственные программы обучения, работать с материалами в интернете и использовать готовые цифровые образовательные ресурсы. Для закрепления знаний рекомендуется проведение мониторингов и тестовых работ в электронном виде. 

Подача информации посредством ИКТ технологии может принести невероятные результаты. Ведь И. К. Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит». Это утверждение работает и сегодня, поэтому преподавателю нужно помнить его каждый раз, когда он готовится к уроку. 

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования

    Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования

    Образование

    Дата проведения: 28 июня 2018 года

    Формат: вебинар

    Для руководителей и заместителей руководителей учреждений всех уровней образования

    Подробнее
    Технологии межфункционального взаимодействия в работе руководителя

    Технологии межфункционального взаимодействия в работе руководителя

    Образование

    Дата проведения: 18 - 20 июля 2018 года

    Формат: Тренинг для руководителей 18-20 июля 2018 года

    Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей отделов и подразделений организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях